Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Остаётся ли время на работу у религиозных евреев, живущих по Торе и соблюдающих все 613 заповедей?

Темы: 613 заповедей, Суббота, Праздники, Время, Изучение Торы, Работа, Искусство, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, остаётся ли время на работу у религиозных евреев, живущих по Торе и соблюдающих все 613 заповедей? Ведь, чтобы прожить в этом материальном мире, нужны деньги, а чтобы их зарабатывать, нужно время. Просто у меня создалось впечатление, что жизнь по Торе заполняет всего человека, не оставляя времени на заработок. Тода раба. С уважением, Алик

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Алик!

Остаётся ли время на работу у религиозных евреев, живущих по Торе и соблюдающих все 613 заповедей?

Простой ответ на Ваш вопрос — да, остается. Однако не стал бы возражать и на Ваши слова, что жизнь по Торе заполняет всего человека. Т. к., на самом деле, одно другому не противоречит.

Но начнем по порядку.

«613 заповедей», конечно, звучит весомо! Когда же все эти заповеди исполнить?

Прежде всего, из этих 613 заповедей 365 — запреты. И сразу понятно, что для их соблюдения не требуется времени: надо просто что-то не делать — а вместо этого делать то, что надо.

Во многих случаях запрещены неправильные средства достижения цели: если что-то надо, используй правильные. Не воруй, а добудь честным трудом. Да, это может занять больше времени. Но согласитесь, соблюдение подобных запретов никак не отнимает у религиозных людей больше времени, чем у нерелигиозных.

А что касается соблюдения предписывающих заповедей, то лучше всего непосредственно понаблюдать за жизнью религиозных евреев и узнать ее изнутри, тогда все само собой прояснится.

Соблюдение большинства заповедей вовсе не занимает столько времени, чтобы нарушить весь распорядок дня. Религиозные евреи, как и все люди, встают утром, завтракают и идут на работу, а к вечеру возвращаются домой.

Главная поправка к распорядку дня — молитвы. Их три: утренняя (Шахарит), дневная (Минха) и вечерняя (Маарив). В обычный будний день первая занимает примерно час, последние две — минут пятнадцать-двадцать каждая (плюс время дойти/доехать до синагоги). То есть какое-то время они занимают, но распорядок дня по большому счету не нарушают. Лучшее здесь сравнение — прием пищи. Каждый нормальный человек в течение дня завтракает, обедает и ужинает. Это тоже занимает время, но понятно, что работать и зарабатывать не мешает. А религиозный еврей прибавляет к трехкратному приему физической пищи также прием духовной, которая ему тоже необходима. (В крупных городах, кстати, у любого человека больше времени могут отнимать утренние пробки или просто поездка с окраины в центр).

Более того, эти молитвы даже помогают структурировать день, что может сделать работу более эффективной. Трудоголик может решить пожертвовать обедом или ужином, но не имеет права пропустить дневную или вечернюю молитву, а это задает еще один срок, к которому надо что-то успеть, и повышает скорость выполнения работы. (Действие известного закона Паркинсона).

Целый ряд заповедей выполняется в молитвах, которые мы уже учли: тфилин, трубление в шофар в праздник Рош а-Шана, заповедь четырех видов растений в Суккот. Соблюдение самих праздников, как и субботы раз в неделю, конечно, предусматривает воздержание от работы в эти дни. Но ведь большинство «нормальных» людей не работает в выходные, а также живут в странах, в каждой из которой свои праздники, тоже нерабочие дни. Так что все это не является помехой для заработка.

Кроме того, многие заповеди выполняются постоянно, но времени на самом деле практически не занимают. Например, заповедь носить на одежде кисти цицит: подвесил один раз или просто купил талит с этими кистями, надел утром вместе со всей остальной одеждой — и потом носишь целый день, занимаясь своими делами. Или заповедь прикрепить мезузу к косяку двери: купил и прибил один раз, и она висит себе и времени у нас не отнимает.

Большая часть заповедей регулирует порядок жертвоприношений в Храме. Поэтому в настоящий момент они неприменимы, а когда практиковались, то регулировали в основном деятельность коаним («священников»), занимавшимся этим на постоянной основе, за что остальные евреи были обязаны отдавать им десятину урожая. Те остальные евреи тоже должны были приходить в Храм и приносить жертвы, но в основном на паломнические праздники, три раза в год (Шалош Регалим — Песах, Шавуот, Суккот). Мешает ли это работать и зарабатывать в остальное время — спросите тех, кто участвует сегодня в различных фестивалях, конференциях, съездах и т. п. Иногда отдельному человеку предписывалось принести жертву, не дожидаясь праздника. То есть съездить по личному делу в столицу. Тоже бывает, и график нарушает, но не существенно.

Ну и так далее, можно пройтись по всему списку с подобными пояснениями.

Откуда же ощущение, что «Тора заполняет всего человека»? По правде говоря, я должен был задать этот вопрос Вам: что именно создало у Вас такое впечатление? Пока что выскажу предположение, поправьте, если имели в виду другое: религиозные евреи одеваются по-другому и всем своим видом показывают, что они не такие как все. Что у них иная, особая жизнь, как у каких-то священников, монахов. Те же кисти цицит на одежде и кипа на голове постоянно делают их «другими», занятыми своей религией, а не живущими «нормальной» жизнью. Так?

Если в этом вопрос, то ответ таков: да, они «другие» — и в то же время «нормальные». Ведь на практике кипа на голове и цицит на одежде не мешают человеку работать и зарабатывать, жениться и заботиться о семье, завтракать, обедать и ужинать, петь и плясать, гулять и читать. Но — они действительно создают психологический эффект и служат постоянным напоминанием: все эти «нормальные» действия религиозный еврей совершает по-особому.

Поскольку наша религия — это не то, что надо соблюдать, помимо — или вместо — жизни. Это то, как надо жить.

Надо завтракать, обедать и ужинать — при этом помня, что пищу посылает Б-г, Которого за это нужно благодарить. Поэтому перед едой и после нее религиозный еврей произносит соответствующие благословения. Надо жениться и заводить детей — помня, что и это не просто «нормальная жизнь», а заповедь Б-га. Да, мы не монахи, наша религия предписывает вступать в интимные отношения — но не с кем попало, а с законной женой, в порядке укрепления святых семейных уз и взаимного проникновения во всех аспектах. И предписывает на свадьбе и других праздниках веселиться от души, петь и плясать — радуясь выполнению заповеди Б-га и яркости и полноценности данной Им жизни, которую мы проводим в компании супруги, собратьев-евреев и в прикосновении к духовности. И помнить, что, если превратим праздники в пьяные оргии, то это будет уже совсем не та полноценная и духовная жизнь, которую заповедал Б-г, и никто от этого не выиграет. И гулять, восхищаясь, как прекрасен этот мир, созданный Б-гом. И читать, и познавать этот мир, видя везде — и в природе, и в человеческом обществе — комплексную, но согласованную систему, созданную и запущенную Творцом и функционирующую под Его непрерывным управлением, как оркестр под управлением композитора-дирижера.

Так же и с работой и заработком: Тора вовсе не повелевает нам от этого воздерживаться. «Шесть дней работай и делай всякое дело твое» (Шмот 20, 8). Действительно, Б-г устроил мир так, что на жизнь надо зарабатывать. Но при этом та же религия учит, как надо зарабатывать. Большая часть законов Торы — о приемах в ведении бизнеса, найме работников, одалживании денег, дележе имущества, возмещении ущерба. Определение, что честно и справедливо во всех этих сферах, а что нет. Так что работа и заработки по всем этим правилам — это и есть соблюдение Торы.

Иными словами, вопрос, оставляет ли соблюдение Торы время на работу, аналогичен вопросу: оставляет ли соблюдение конституции и всех законов о трудовых отношениях время на работу? Ведь конституция такая большая, столько в ней статей и параграфов — столько надо соблюдать!

Одна только заповедь есть, выполнение которой действительно может занимать время, — изучение Торы. Если ее изучать во всей широте и глубине, то на это может уйти весь день и вся жизнь — да и ее не хватит.

Но в этом плане Тору можно уподобить науке и культуре. Считается, что всем полезно как можно больше читать, познавать, слушать музыку, соприкасаться с возвышенным. Но полностью посвящают свою жизнь этому профессионалы: ученые, историки, литераторы, музыканты. Они изучают, познают, преподают другим, читают лекции, дают концерты. А остальные слушают эти лекции и концерты, а сами читают и познают в меру сил. Чем больше, тем лучше, но Б-г создал людское общество так, что одни естественным образом более склонны заниматься той или иной наукой, а другие более склонны к иному типу труда, который тоже нужен обществу. И их роль — действительно заниматься тем делом, но в то же время не терять связь с духовностью и развивать ее по мере своих возможностей.

Подобным образом относятся к изучению Торы в еврейском религиозном обществе. Каждый должен ее изучать в меру своих возможностей, а ряд людей проявляет способности и готовность посвятить ее глубокому изучению всю жизнь. В каждом поколении — свой процент таких людей, в этом плане мир постоянно меняется и меняется количество людей, необходимое для поддержания изучения Торы на должном уровне (как и науки и культуры, мир которых тоже меняется). И те, кто посвящает себя ее изучению, действительно не могут одновременно зарабатывать на жизнь иными способами. Но их обязано поддержать общество, осознающее важность их труда. Ведь и ученые, и работники культуры во многих случаях не могут зарабатывать на жизнь, занимаясь своими исследованиями, и им выделяют гранты — государство или меценаты. Вот и с профессиональным изучением Торы так.

А в остальном, как сказано, соблюдение Торы вовсе не противоречит работе и зарабатыванию на жизнь. Ибо суть Торы, как было сказано, — не предписание соблюдать что-то вместо или помимо жизни, а предписание правильно жить.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Как иудаизм относится к занятиям творчеством?

Рав Меир Мучник

В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше