Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»

Работа начинается рано утром. А когда же молиться?

Темы: Молитва, Шахарит, Моше Сытин

Отложить Отложено

Уважаемый раввин! У меня работа начинается очень рано утром: в 4 часа утра я уже должен выходить из дому. Скажите, пожалуйста, могу ли я в связи с этим возлагать тфилин и молиться Шахарит примерно в 3:15 утра, не слишком ли это рано? Спасибо заранее!

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос. С такой проблемой сталкиваются все религиозные евреи, которые живут в странах Европы и СНГ и отправляются рано утром на работу в зимнее время. Солнце встает достаточно поздно, а работа начинается рано, и большинство людей встречает рассвет либо в дороге, либо уже на рабочем месте. В этих условиях остро встает вопрос об утренней молитве, ведь дома время молитвы еще не наступает, а молиться на работе не всегда представляется возможным. Более того, даже если такая возможность существует, не всегда это разрешено Законом, ведь есть запрет отправляться в дорогу и заниматься своими делами до молитвы. Чтобы разобраться, как поступать в такой ситуации, нужно небольшое предисловие, чтобы объяснить некоторые понятия, связанные со временем в Галахе, которые необходимы для понимания закона.

Прежде всего, следует заметить, что утренняя молитва не «привязана» к определенному часу ночи или дня. Время, подходящее для утренней молитвы, определяется в зависимости от восхода солнца (сколько времени осталось до восхода) и продолжительности светового дня. Эти факторы меняются в зависимости от времени года и местности, где находится молящийся. Поэтому для того, чтобы понять, как поступать в Вашей конкретной ситуации, необходимо знать, о каком отрезке времени светового дня мы говорим. Ведь чем позже восход солнца, тем проблематичней ситуация с молитвой.

Давайте разберем все возможные варианты, поскольку каждый из них может быть актуален в разное время года.

В Галахе существует несколько временных рубежей, означающих наступление светового дня в связи с исполнением различных законов. В этом отношении существует различие между временем, когда можно произносить утренние благословения, благословения на облачение в талит и тфилин, временем, когда можно читать Шма и Амиду. Перечислим основные периоды, на которые делится утреннее время в Галахе:

  • 1. Алот а-шахар — это самое начало рассвета, когда солнце еще не взошло, но небо с восточной стороны уже частично освещено (Мишна Брура 58:18). Это время наступает задолго до самого рассвета. В некоторых отношениях этот момент уже считается началом утра, но в это время еще рано читать Шма и Амиду, кроме самых крайних случаев, о которых будет сказано ниже (Шульхан Арух 58:3). Поэтому, как правило, в это время еще нельзя начинать читать Шма с благословениями, Амиду и произносить благословения на талит и тфилин.
  • 2. Ми-ше-йакир — это время, когда можно узнать («отличить») малознакомого человека на расстоянии около двух метров. (Мишна Брура 58:2). С этого времени можно читать Шма с благословениями, а также произносить благословения на выполнение заповедей талит и тфилин. Однако это время еще не подходит для молитвы Амида.
  • 3. Нэц а-хама — это собственно восход солнца. Это полноценное утро, и с этого момента можно читать Амиду без всяких сомнений. При этом нет необходимости ждать, пока солнце покажется полностью, достаточно, чтобы на горизонте появились первые лучи (Мишна Брура 58:7).
  • Итак, получается, что оптимальным моментом для начала утренней молитвы является время после ми-ше-йакир, но незадолго до нэц а-хама, так, чтобы молитву Амида можно было бы начать уже после рассвета. Тем, у кого такой возможности нет и кому необходимо выйти из дома раньше, поступать нужно следующим образом:

  • 1. Если есть возможность начать молитву после времени ми-ше-йакир, разрешается прочесть всю молитву, включая Шма с благословениями и Амиду, до восхода солнца. При этом, чтобы начать как можно раньше, утренние благословения и Псукей дэ-Зимра («Стихи восхваления») разрешается прочесть до времени ми-ше-йакир. Заповеди талит и тфилин также можно исполнить до этого времени, но без благословения. Произнести благословения на их выполнение можно будет при наступлении времени ми-ше-йакир, в промежутках между псалмами Псукей дэ-Зимра. Для этого перед благословением нужно взять в руки цицит и дотронуться до тфилин, а затем произнести само благословение. В промежутках между благословениями Шма можно произнести благословение только на тфилин, но не на талит (Ишей Исраэль 18:11).
  • 2. Если это невозможно, например, в зимнее время, когда солнце встает очень поздно, а работа начинается по-прежнему рано, необходимо приложить все усилия, чтобы не читать молитву и Шма до времени ми-ше-йакир. Поэтому если есть возможность молиться на работе или в дороге, нужно ее использовать. Даже если придется молиться сидя или во время ходьбы (в крайних ситуациях так разрешено читать даже Амиду), все равно лучше помолиться после выхода в путь, чем до времени ми-ше-йакир (Ишей Исраэль 18:12).
  • 3. В крайнем случае, если нет никакой возможности помолиться в дороге или на работе до окончания времени, подходящего для молитвы, разрешается прочесть всю Шахарит со времени алот а-шахар (Ишей Исраэль 18:10). Заповеди талит и тфилин можно выполнить до алот а-шахар без благословения, а благословения произнести после наступления времени ми-ше-йакир. Псукей дэ-Зимра и утренние благословения также можно прочесть до алот а-шахар, кроме благословения «Дающий петуху разумение» (оно же «Наделивший сердце способностью отличать день от ночи»), которое можно произносить только после алот а-шахар. Первое благословение ШмаЙоцэр ор («Создающий свет») также следует пропустить и произнести после молитвы, когда наступит время ми-ше-йакир (там же).
  • 4. До времени алот а-шахар нет никакой возможности читать утреннюю молитву. Если приходится выходить так рано, перед выходом следует произнести все утренние благословения, кроме «Дающий петуху разумение», к которому нужно вернуться после алот а-шахар. Молиться можно на работе или в дороге в течение первой трети светового дня, но при этом Шма нужно успеть произнести до конца четвертой части светового дня. Для этого произнести Шма заранее, вне молитвы, тем самым продлив себе возможность молиться до третьей части светового дня. Постфактум читать Амиду можно до полудня.
  • Вернемся к Вашему конкретному вопросу. Вы выходите очень рано, поэтому должны молиться в 3:15 утра. Первым делом нужно установить, к какому галахическому отрезку времени относится 3:15 ночи там, где Вы живете. Определить это самим практически невозможно, поэтому нужно воспользоваться еврейским календарем, где указано время для молитв, актуальное в Вашем городе. Но в качестве примера давайте разберем, что делать в такой ситуации жителю Берлина (Германия). В Берлине 22 июня 2013 г. период ми-ше-йакир наступает в 2:44 ночи, а солнце восходит в 4:43. Таким образом, прочесть Амиду после восхода солнца не получается, поэтому поступать нужно соответственно пункту №1, а именно: читать всю молитву до восхода солнца, но после времени ми-ше-йакир. (Это относится и к ситуации, когда у Вас будет возможность молиться в дороге или на работе). Но 22 декабря тот же ми-ше-йакир начинается в 6:55 утра, а алот а-шахар в 6:21. Тогда нет никакой возможности молиться в 3:15, т.к. это — время до алот а-шахар. Поэтому в этот период года молиться придется при наступлении подходящего времени, в дороге или на рабочем месте.

    С уважением, Моше Сытин

    Материалы по теме