Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я соблюдаю кашрут, коллега рядом ест сало

Темы: Кашрут, Неевреи, Рав Яков Шуб, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте. Работаю в большом магазине одежды. Коллектив разный, есть и евреи, и арабы, и русские. Сегодня была в очень неловкой ситуации. Я уже много лет соблюдаю кашрут, и практически весь коллектив не ест свинину. Но сегодня во время моего обеденного перерыва ко мне присоединилась одна русская женщина, которая достала при мне огромный кусок тушеной свинины и начала беспощадно его поглощать, «причавкивая и присмакивая»… Естественно, мне это было не только неприятно, но даже отвратительно. Как мне нужно себя вести? Как это можно как-то откорректировать? Порекомендуйте что-нибудь, пожалуйста. Р.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Р.,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Очень понятны Ваши чувства, но, к сожалению, обычно тяжело давать советы, не зная конкретно, каковы взаимоотношения между людьми в коллективе. Поэтому давайте попробуем разобрать саму ситуацию, а Вам уже самой придется принять решение о том, как лучше поступить.

Ситуация сложна тем, что русской женщине не запрещено есть свинину. Запрет евреям есть свинину относится к хуким, т.е. тем законам, которые не имеют понятного нам логического обоснования — только Всевышний в Своей глубокой мудрости постановил, что для евреев это будет запрещено. Поэтому в данном случае мы выполняем закон как указ Царя, несмотря на то, что Царь пожелал скрыть от нас причины, по которым был дан указ. Другим народам не запрещено есть свинину.

Поэтому пока эта женщина употребляет свинину сама, не предлагает ее другим сотрудникам, не разогревает ее в общей микроволновой печи, не использует для нее общую посуду и нет опасности, что ее еда смешается с едой других сотрудников, невозможно предъявить ей какие-либо претензии.

В принципе, в любом коллективе, когда люди находятся в одном помещении, могут возникать различные конфликтные ситуации. Поэтому для сохранения рабочей обстановки и хороших отношений в коллективе необходимо принять конкретные решения, которые не всегда устраивают всех. Возьмем, например, распространенный конфликт вокруг кондиционера.

В данном случае проблема более сложная, поскольку употребление свинины напрямую не влияет на других, но оскорбляет их чувства. Тем более, если Вы говорите, что кроме евреев в коллективе есть и арабы, которые, как известно, также негативно относятся к этому. По этой, а также по другим причинам во многих государственных и общественных организациях на территории Израиля разрешено употреблять только кошерные продукты. Если у Вас в магазине руководство не проводит определенную «политику» в этой области, то в конечном итоге вопрос можно поставить так: как научить человека считаться с чувствами других людей?

Понятно, чтобы считаться с чувствами других людей нужно достичь определенного уровня понимания, поэтому тяжело требовать этого от человека, если он сам этого не чувствует. Возможно, стоит обратиться к человеку, которому эта женщина доверяет, чтобы он попытался аккуратно объяснить ей: употребление свинины неприятно для других сотрудников и было бы хорошо, если она могла принять это во внимание и посчитаться с чувствами других людей.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)