Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надо ли идеализировать жизнь в местечках?

Темы: Раввин, Галут, Духовность, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир, Местечко, Гетто, Черта оседлости

Отложить Отложено

Добрый день! Слышал выступление одного раввина, который говорил о том, что в местечках было хорошо, потому что была духовность и люди в общинах поддерживали друг друга. Но ведь это чушь! Во-первых, нищета, черта оседлости, погромы. Во-вторых, какая духовность? Ведь большинство соблюдало слабо, раввинов люди часто не слушали, писали доносы. А сейчас в Израиле, да и не только в Израиле, есть безопасность, доходы нормальные, да и Тора расцветает. Разве идеализация гетто, местечек — это не галутные пережитки (пережитки изгнания — ред.)? Ведь стало в тысячу раз лучше! Владимир

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Владимир!

Сожалею, что Вы так расстроились из-за выступления.

На упоминаемом Вами занятии не присутствовал, поэтому сложно обсуждать, что раввин имел в виду и в каком контексте всё было сказано. Тем не менее, смею предположить, что вряд ли он восхвалял «галут» сам по себе, с нищетой и погромами, а, скорее всего, утраченные духовные еврейские ценности. А если такие ценности были в прошлом, а сейчас не существуют, то ностальгия вполне оправдана.

О чём может идти речь?

К примеру, «гетто» несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Почему это важно?

Надеюсь, Вы знаете, что в Торе есть повеление кдошим тихйу. Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились выстроить вокруг себя заборы «гетто», чтобы, как только возможно, ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

Но, к сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Так почему бы не испытывать ностальгию по «гетто»?

К примеру, «гетто» несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов больше, чем забора. Так почему бы не испытывать ностальгию?

Вы пишете, что сейчас Тора расцветает. Верно, с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы, действительно сейчас наблюдается расцвет. Но с точки зрения качества — оставляет желать лучшего. В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в йешиве, не могут похвастаться такими успехами.

В былые времена простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет. И об этом можно только с ностальгией вспоминать.

Сейчас не хватает и тех особых отношений солидарности, которые были у галутных евреев. Да, были среди них доносчики и ненавистники, но, как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Да и в целом, «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Так что, несмотря на современную «безопасность и нормальные доходы», есть место ностальгии об утраченных еврейских ценностях из прошлой жизни.

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше