Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Дурное начало хочет поранить нашу душу, отвлекая от служения Б-гу. Лекарством от его влияния является Тора.

То, что я собираюсь сказать, нужно для того, чтобы придать людям сил для некоего дела, чрезвычайно нуждающегося в особенном внимании в наши дни, дела, без которого прославление Б-га в этом мире может вообще прекратиться, Б-же упаси. Известно высказывание мудрецов Талмуда (в трактате Тмура, 14): «Лучше нарушить постановление Торы, лишь бы евреи не забыли Тору». Вот что это значит: если человек нарушает какое-либо постановление Торы, Б-же упаси, ему, конечно, придется в будущем держать за это ответ; но, несмотря на это, он по-прежнему входит в еврейский народ. Но если народ Израиля забудет Тору — мы даже не можем себе представить, к чему это в конце концов приведет, Б-же упаси. И вот в наши дни мы из-за многих грехов наших видим, что ситуация в нашем народе ужасно изменилась. Еще несколько лет назад злое начало, соблазняя человека, старалось уговорить его совершить то или иное преступление; самой же Торы его нападки не касались. Поэтому когда этот член общины Израиля, душа которого — часть Вс-вышнего Б-га, начинал изучать Тору и обнаруживал, что дело, совершенное им, противно желанию Б-га, он был внутренне готов к раскаянию.

Сегодня же злое начало бросает все свои силы на то, чтобы заставить евреев совсем забыть Тору. Оно старается убедить простых евреев отводить своих детей в еврейскую школу, лишь пока они совсем маленькие, чтобы они только выучили алфавит и смогли читать слова, чтобы молиться. Некоторые немного преподают им Пятикнижие, но и здесь не обходится без примеси будничных и бессмысленных слов о «методике изучения». И лишь один из тысячи продолжает обучение своего сына Устной Торе. (Устная Тора —

это Мишна и Талмуд, переданные нам на горе Синай, и изучение Устной Торы — наша обязанность по условиям того союза, который заключил Б-г с Израилем. Мудрецы Талмуда в трактате Гитин выводят это из стиха: «По словам этим заключил Я союз с тобой и с Израилем».) Пройдет еще несколько лет — и окажется, что во многих городах нет ни одного знатока Торы, и все законы Торы, даже самые главные, будут чужды евреям. Да и сейчас, из-за грехов наших, во многих городах дома учения весь день закрыты, потому что в них некому учиться. Злое начало собрало всю свою мощь, чтобы добиться охлаждения народа Израиля к изучению Торы, не пощадив ни детей, ни взрослых. Горе нам, что в наши дни случилось это! Ведь лишь поколение назад все хедеры были полны мальчиков, изучающих Талмуд с комментариями Раши и Тосафот во всех подробностях, на каждом углу можно было встретить йешиву или талмуд-тору, а дома учения были полны глав семей и молодых людей, изучающих Тору с преданной любовью. А сейчас, при жизни одного лишь поколения, мы так скатились вниз, что не найти юноши, который хотя бы Пятикнижие знал как положено.

И вот если люди нашего поколения вдумаются в нынешние бедствия — а о том, сколь они ужасны, все знают, — задумаются о болезнях, нищете и всем прочем, они увидят, что практически каждый из нас — или он, или его дети — заслуживает названия страдальца. И все спрашивают: «Да за что же Б-г так поступил с нами?» А ответ существует: все эти беды ниспосланы нам в наказание за прекращение изучения Торы. Говорится в трактате Суббота, 31, что за пренебрежение Торой и нарушение субботы на мир насылаются «меч и грабеж» (то есть бедствия, связанные с войной. — Прим. пер.), в согласии со словами Писания: «И наведу Я на вас меч, мстящий за союз». А под словом «союз» подразумевается Тора, о чем говорит стих: «Если бы не союз Мой, которым необходимо заниматься днем и ночью, ни законов небесных, ни законов земных не установил бы Я». (Слово «союз» в этом стихе обычно переводится по-другому: см., например, в этой книге, глава 1, раздел 33. — Прим. пер.) В другом же месте сказали наши мудрецы: Всякий, кто забывает хоть одно слово из выученного им, призывает на своих детей изгнание, по слову Писания: «И (если) забудешь ты Тору Б-ra твоего — забуду сыновей твоих и Я». И стоит привести еще одно всем известное высказывание мудрецов Талмуда: «На чем держится мир? На дыхании уст мальчиков, изучающих Тору в синагоге».

Сегодня же, из-за многих грехов наших, тысячи и десятки тысяч мальчиков совершенно оторваны по воле их отцов от изучения Торы. Некоторые все же еще учатся в хедерах, но дыхание их уст ухитрилось отравить злое начало: ведь вместо Б-жественной Торы им преподают «методы» ее изучения. Вот и сотрясают мир конвульсии — ведь столбы, поддерживающие его, разрушены. И есть в Писании стих, совершенно ясно предупреждающий об этом (Йешайягу, 4): «Ибо распря у Б-га с жителями земли, ибо нет истины, и нет милосердия, и нет знания Б-га на земле». Мидраш объясняет этот стих так: «Нет истины — это значит, что не звучат слова Торы, которые Писание назвало истиной в стихе: “Истину приобретай, но не продавай”». Фраза же «нет знания Б-га» понятна сама собой: речь идет о том, что никто не старается задуматься о величии Святого, благословен Он, даровавшего нам Тору, и о том, как Он управляет миром. (Ведь сегодня, из-за многих наших грехов, в этом и состоит одна из главнейших причин того, что люди оставляют изучение Б-жественной Торы сами и не дают изучать ее своим сыновьям, лишая их и себя возможности исполнить свое истинное предназначение в жизни. Вера в то, что Вс-вышний непосредственно управляет миром, ослабла из-за многих грехов наших, и святость Торы осквернена.) А если человек пренебрегает Торой и не поддерживает своей веры, ему уже недалеко и до ложной клятвы, и до воровства, убийства и прелюбодеяния.

Пророк завершает свои слова так: «Поэтому в траур погрузится земля, и несчастен будет каждый житель ее». И, из-за многих грехов наших, все слова пророка в наше время исполнились, и страдания народа дошли уже до его сердца. В это время нельзя молчать! Нужно пробудиться, собрать силу в ослабевших руках, распрямить дрожащие колени и все силы обратить к тому самому главному, от чего все зависит, — к изучению Торы. А ее святость и сияние помогут все исправить. (И сказали о времени, когда Тору постигла Катастрофа, что главной причиной опустошения земли Израиля было оставление Торы, по слову Писания: «Из-за чего погибла земля эта? И сказал Б-г: из-за того, что оставили они Тору Мою».)

Притча помогает понять это. В ней рассказывается об одном человеке, который свалился в глубокую яму и сильно поранился. Родственники его послали за лучшим врачом. Но как только он увидел его, закричал на столпившихся у одра несчастного: «К чему сейчас лекарство для его ран и ушибов? Неужели вы не видите, что его уже почти оставило дыхание жизни? Мы прежде всего должны укрепить его, чтобы он не потерял сознания, Б-же упаси. Тогда можно будет заняться его ранами».

То же самое и в нашем случае. Раны, нанесенные нашему народу, многочисленны, из-за многих грехов наших, и достигают самых глубин его души. Но прежде чем мы станем лечить их, необходимо вернуть нашему народу саму его жизненную силу — а это делается лишь через свет Торы, о которой сказано в главе «Нецавим»: «Ибо она — жизнь ваша и долгота дней ваших». А когда удастся вдохнуть в него дыхание жизни Торы, все остальные члены души его излечатся сами, ибо сказано мудрецами Торы: «Свет, заключенный в ней, возвращает их ко благу».

Поэтому каждый, чьего сердца коснулся страх Б-жий, обязан просить своих близких всем вместе обратить внимание на это — каждому в своем городе, и добиться, чтобы больше стали изучать в хедерах Талмуд, чтобы сильнее стали йешивы, чтобы раввины каждого города старались собирать людей на уроки Талмуда и Мишны. И простые праведные евреи, великие и малые, также должны объединяться — тогда новую силу получат все основы веры, и Тора станет действительно соблюдаться, и Б-г улыбнется Израилю, послав ему праведного Избавителя, как сказано в Писании: «Даже если будут они в среде народов, ныне соберу Я их» — да будет таково желание Его!

Хомат гa-Дат, 4


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!