Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Богатому нужен бедный больше, чем бедному богатый. К несчастью, ни тот, ни другой этого не понимают»Рабби Шмелке из Никольсбурга
Рачительная хозяйка оставляет в гостиной только чистую красивую посуду. Почему же в обычной жизни мы руководствуемся низменными качествами своей души?

На первый взгляд достаточно было бы, если бы после заповеди любви к Б-гу было сказано лишь: «И преподавай их своим сыновьям, и говори о них…» (На самом же деле этому стиху предшествует еще один, где сказано: «И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем». — Прим. пер.). Но объясняется наличие этого вроде бы лишнего стиха очень просто.

Человек, как правило, располагает свой скарб в определенном порядке. Самую грязную посуду, вроде противней и котлов, он оставляет в сенях; дорогие же хрустальные и фарфоровые сосуды, украшающие дом, ставит в горнице. И даже если туда случайно попадает грязная сковорода, ее тут же уносят прочь. Если же он поступит наоборот: расставит грязные чугуны в парадной комнате и оставит их там навсегда, — все сочтут его ненормальным.

Всем известно, что сердце — властитель всех прочих органов тела, так как именно в нем сосредоточена жизненная сила всего человеческого организма. По слову Писания, «более всякого сокровища храни свое сердце, ибо от него происходит жизнь». И там же сосредоточена способность мышления. Известно также, что Б-жественная Тора есть самое главное создание Б-га, сотворенное прежде мира. Как сказано в Писании, «Б-г установил меня началом Своего пути, первым из творений Своих древних». А все, из чего можно приготовить кушанье, было создано позже: на третий день творения сказал Б-г: «Да произрастит земля траву…», а на шестой — «Да выведет земля (…) животных и пресмыкающихся…» И не может быть никакого сомнения в том, что словам Торы, самого значительного творения Б-га, подобает быть укорененными навечно в сердце человека. Все же остальное, что есть в мире: еда, питье и прочее, — должно занимать его мысли лишь время от времени.

Но если мы задумаемся о том, как сами ведем себя, найдем, что все происходит как раз наоборот: главное содержание наших мыслей связано именно с едой, питьем и всеми прочими нуждами тела; именно эти темы укоренены в нашем сердце постоянно. А о Б-жествен-ной Торе и ее заповедях мы размышляем лишь иногда, то есть поступаем совсем как тот ненормальный из притчи, снесший грязные котлы и сковороды в парадную комнату. Именно поэтому особый стих из Писания напоминает нам: «И будут слова эти (…) на сердце твоем», иначе говоря: именно эти слова должны быть в твоем сердце постоянно, а не какие-то материальные вещи.

Хомат гa-Дат, 15


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Ваера. И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.