Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли у ангелов крылья?

Темы: Философия, Душа, Рамбам, Психология, Связь с Творцом, Ангел, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, откуда у ангелов появились крылья? Ведь они являются существом нематериальным, тогда почему им приписывают крылья и этот атрибут для их изображения стал в какой-то степени традиционным? Татьяна

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Здравствуйте, Татьяна!

Ангелы (малахим) часто упоминаются в Танахе, в текстах танаим (мудрецов эпохи Второго Храма и Мишны) и более поздней литературе. Впервые о них говорится в книге Берешит: после изгнания Адама, Хавы и их детей из Ган-Эдена Всевышний поставил крувим (разновидность ангелов) охранять Райский сад и, в частности, Древо жизни (Берешит 3:24). Их задачей было — не допускать человека (любого ли?) к Райскому саду и, в особенности, к этому Древу (Берешит 3:24).

Позже ангел приходит к Агар, чтобы помочь ей и Ишмаэлю (Берешит 16:7-12); ангелы приходят к Аврааму, чтобы исцелить его и возвестить о рождении Ицхака, а затем отправляются в Сдом, чтобы перевернуть этот город и спасти Лота, племянника Авраама (Берешит 18:2-22:19:1-22). Или, например, в Нэвиим (Пророках): ангел в книге Шофтим (Судей) возвещает о рождении Шимшона (13:3-23). Во всех этих случаях малах описывается как человек, и лишь связанные с ним события, выходящие за рамки природы, указывают, что он человеком не является.

Образ ангела для людей

Лишь начиная с эпохи пророков привычная лаконичность повествования сменяется подробными описаниями ангелов, изобилующими потрясающими деталями.

Вот как ангелы описываются в книге Йешаяу (6:2): «Пред Ним стоят серафимы шестикрылые; шесть крыльев у одного (у каждого из них): двумя прикрывает он лицо свое и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает». В книге Йехезкеля (1:11) читаем: «И (таковы) лица их. И крылья их разделены сверху, и два (крыла) соприкасаются у одного и другого, а два — покрывают тела их» (и см. далее, до конца главы). Там же (10:8): «И было видно у керувов (крувим) очертание человеческой руки под крыльями их» (и см. всю главу 10).

А поскольку любое пророческое видение и его последующее изложение имеет целью передать народу Израиля определенное послание (обычно — чтобы оставили неправедные дела, раскаялись в них и изменили свое поведение), то эти подробности — как внешний вид ангелов, так и сама необходимость их упоминания в пророчестве — вызывают множество вопросов.

Кто такой малах ангел?

Раби Авраам ибн-Эзра[i] рассматривает значение этого слова в целом, основываясь на его употреблении в книгах Берешит 32:4, Тэилим 73:28 и Хагай 1:13. И объясняет: слово это означает «посланник, исполняющий некую миссию, возложенную на него отправителем».

И действительно, это видно на множестве примеров. Яаков отправляет к Эсаву посланников — малахим. А в главе Мишпатим (23:20) читаем: «Вот, Я направляю посланца (малаха) пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я уготовил». Часть мудрецов полагает, что речь идет о Моше, верном посланнике Всевышнего; по мнению других, это — Скрижали Завета, находившиеся в Святая Святых, над которыми были крувим. Согласно мидрашу Псикта Зутарта к Шмот к 23:20, они, скрижали, охраняют народ Израиля после греха золотого тельца. А Шауль направляет малахим в дом Давида, чтобы убить его (Шмуэль I 19:11).

В святой Торе ни одно слово не употреблено «просто так», каждое несет смысловую нагрузку. Мудрецы учат (Брахот 31 б, Гитин 41а — в комментарии Раши, Кидушин 17 б, Недарим 3а и др.): «Говорит Тора таким языком, каким принято говорить у людей». Например, сказано (Берешит 2:2), что Всевышний «отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал», а ведь известно, что понятия «усталость» и «отдых» к Нему неприменимы (Псикта Зутрата к Шмот 20:11). Тора использует это слово, так как оно принято в «человеческом языке».

Какое же тогда послание несет нам упоминание и описание ангелов?

Символизм образа

Как мы уже знаем, ангел — это посланник, то есть «инструмент» реализации какой-либо цели, какого-либо действия. При этом сам он является духовной сущностью или «умозрительно постигаемой / постигающей силой»*. То есть ангел это не «персона» или личность, а духовная сила, реализующая желание Б-га, непосредственно касающееся людей.

Пророк — тот, кто принимает и пропускает через себя некое знание, идущее прямо от Творца, передаваемое вместе с образами, которые пророк в рамках своей миссии должен перевести на человеческий язык, побуждающий к действию. Яркий пример этого — текст пророка Йоэля (см. Йоэль 1), который сначала описывает видение о саранче, а затем интерпретирует его в понятной всем форме, говоря уже о нашествии врагов, молитве, необходимых действиях и спасении, которое будет послано Творцом.

Следовательно, всё видение воспринимается в символах, смысл которых пророк может и должен постичь, интерпретировать и передать. Поэтому и внешний вид ангелов нуждается в подобной интерпретации.

Крувим и крылья ангелов

Выше мы уже упоминали крувим, которые находились в Мишкане (Скинии Завета), а затем в Храме — на крышке Арон а-Брит (Ковчега Завета). Они воплощали «архетипический образ» ангела, тот, который мы можем умозрительно воспринять. И этот образ, разумеется, повлиял и на видения пророков. Следовательно, и крылья ангелов в пророческих видениях «восходят» к образу крувим, а нам остается понять их значение.

Так как «значение символа объясняется самим символом», мы можем указать на некоторые его смысловые аспекты. Во-первых, назначение крыла — закрывать, в нашем случае это может указывать на то, что глубина и смысл духовных понятий, в том числе и понятия «ангел», всё же скрыты от человека (Рамбам[ii]). Во-вторых, крылья возносят ввысь. Это можно понять как указание на то, что все наши действия должны совершаться во имя Небес (Мальбим[iii], рав Шимшон-Рефаэль Гирш[iv]). Ведь, исполняя заповеди, человек должен очищаться и духовно расти. В-третьих, крылья защищают и дают укрытие, что символизирует «охрану с Небес», Б-жественное «покровительство».

В рамках ответа, конечно, невозможно раскрыть тему всесторонне, поэтому здесь упомянуты только те объяснения мудрецов, которые максимально доступны нашему пониманию.

Дополнение

Учитывая общий интерес к этой теме, с одной стороны, и ее значимость, с другой, хотел бы поделиться комментарием на эту тему рава Йеуды (Юлиуса) Гирша[v] к стиху 6:2 из книги Йешаяу. Отмечу лишь, что перевод с немецкого выполнен мной, поэтому прошу прощения, если не всё будет достаточно понятным:

«Они, эти серафимы, и являются идеалом послушания Богу! Каждый закрывает свое лицо, не требуя объяснений о целях Б-жественного поручения; они закрывают свои ноги, предоставляя Б-гу решать, какой путь избрать (какой взгляд им следует принять); они хотят лишь быть исполнителями Б-жественной воли — и больше ничего. И их готовность, их импульс никогда не ослабевают! Подобно серафиму, как и всем другим посланникам Б-жьим, благословляющим Его, “ангелы Его, крепкие силой”, исполняют слово Его, повинуются голосу слова Его. “Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его! Благословите Господа, все творения Его, во всех местах владычества Его! Благослови, душа моя, Господа! ” (Тэилим 103:20-22) — да будет, подобно им, душа человека служить Б-гу благословенному!»

«Где бы ни явилась мыслящему человеку одна из этих сил, служащая Царству Б-га, он видит только: “двумя прикрывает он лицо свое и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает”. Ни один смертный глаз еще не смотрел этой силе в лицо, ни один смертный глаз не видел самой ее материальной основы; он только воспринимает и слышит хлопанье ее деятельного крыла… И, если научился он думать о Б-ге, то и он закрывает лицо свое и с нетерпением ждет, и стремление его ввысь, к Б-гу, Которому неколебимо и неизменно служат все эти сокровенные силы — взмахи крыльев» (см. «Das Buch Jesaia: nach dem Forschungssystem Rabbiner Samson Raphael Hirschs / übers. und erläutert von Julius Hirsch» — Gesammelte Werke, B. 2, S. 163 и далее).

С уважением, Леви-Ицхак Риц

*Примечание:

Понятием, максимально близким к этому, можно считать аристотелевский активный интеллект, или деятельный ум — понятие, принимаемое Рамбамом, но претерпевающее у него определенные изменения в соответствии с взглядом Торы.

Например, информация, получаемая путем математических вычислений, не связана с материей и воспринимается отрешенным (отделенным) интеллектом, схалим нивдалим. Однако этот интеллект является частью творения — как, например, и та сила, которая движет планеты и звезды. Такая же сила (ангел) призвана «устанавливать связь» с людьми — с совершенными людьми, которым послано пророчество. То есть те «отделенные части интеллекта», которые связаны с душой человека и с помощью которых он воспринимает нематериальную реальность, являются для него своего рода трансформатором, переводящим волю Творца в видение, понятное человеку. Поэтому и видения пророков изменяются в зависимости от тех образов, которые ближе их восприятию (Рамбам в «Мишнэ Тора», Законы основ Торы 2:3-14; в «Морэ Невухим», ч. 1, гл. 4 9, ч. 2, гл. 6-7, ч. 3 гл.45 и др.; Рамо в «Торат а-Ола», ч. 1, гл.14).


[i] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, толковавший его на пути пшата — простого смысла, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

[ii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iii] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (Мальбим; 5569-5640 / 1809-1879, Украина, Румыния, Германия) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.

[iv] Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5648 / 1808-1888, Германия) — знаменитый раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма, основатель движения «Тора вэ-Дэрех-Эрец».

[v] Рав Йеуда (Юлиус) Гирш — сын рава Шимшона-Рефаэля Гирша, его комментарий представляет собой выдержки из трудов отца.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше