Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Молитва о восстановлении разрушенного Иерусалима устарела?

Темы: Война, 9 Ава, Храм, Молитва, Храмовая гора, Арабо-израильский конфликт

Отложить Отложено

Недавно побывал в Иерусалиме и был поражен этим удивительным и особенным городом. Когда вернулся домой, обратил внимание на специальную вставку «Нахем» («Утешь…») о разрушенном Иерусалиме, которую читают в Минху (послеполуденную молитву) 9 Ава.

Мне показалось, что некоторые слова там уже устарели и не соответствуют действительности. Вот, например: «Утешь… сам город, пребывающий в трауре, разрушенный, попранный и обезлюдевший… обезлюдела она (столица), лишившись жителей… Легионы разрушали ее, и идолопоклонники заселили ее…» и т. п. Что вы скажете? Алекс

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Алекс,

Большое спасибо, что снова обратились к нам.

На самом деле Ваш вопрос задавали уже давно. Когда евреи вновь начали селиться в Земле Израиля, наши мудрецы задумались о том, насколько легитимным является упоминание разрушенных и обезлюдевших городов, в том числе Иерусалима, в молитвах и благословениях. Ведь постепенно города отстраивались и заселялись.

В частности, Бейт Йосеф и Маген Авраам (Орах Хаим 561:1) рассматривают этот вопрос и говорят: пока эти города не под властью евреев, их все еще можно назвать разрушенными.

После Войны за независимость и, тем более, после Шестидневной войны, в результате которой Израиль завладел Старым городом Иерусалима, Стеной Плача и Храмовой горой, вопрос стал еще более актуальным. Ведь теперь евреи не просто жили в Иерусалиме, но и владели городом.

Действительно, некоторые раввины, в основном, сионистского направления предложили изменить текст вставки о разрушенном Иерусалиме, которую Вы цитируете. Некоторые предложили опустить слова о разрушенном и обезлюдевшем городе. Другие предложили поставить глаголы в форму прошедшего времени.

Однако абсолютное большинство раввинов того времени выступило с резкой критикой предлагаемых нововведений. Причем среди них были и многие раввины сионистского направления, в частности, рав Йосеф-Дов Соловейчик из «Йешива Юниверсити» в Нью-Йорке («Ковец Мэсора» 7, с. 19) и рав Цви-Йеуда Кук (сын рава Авраама Кука) из Иерусалима («Лэ-Микдашеха тув», с. 11). Среди противников нововведений были и рав Овадья Йосеф («Йехавэ Даат» 1:43), и рав Мойше Штернбух («Моадим у-Зманим» 5:348, прим. 2).

Среди доводов против изменения текста молитвы можно выделить следующие:

Во-первых, многие раввины полагают, что сегодня мы не вправе менять установленный порядок и текст молитв. Многие молитвы установлены мудрецами Великого собрания и их текст точно выверен, что позволяет молитвам особым образом подниматься на Небеса и воздействовать на Высшие миры. В молитвах есть места, где можно обращаться к Всевышнему своими словами и добавлять личные просьбы. Но изменение самого установленного текста может привести к тому, что молитва не будет принята.

Вставка «Нахем» о разрушенном Иерусалиме, о которой Вы спрашиваете, приводилась в разных вариантах. В частности, в Иерусалимском Талмуде (Таанит 2:2) находим текст, отличный от того, который мы произносим. Тем не менее, после того, как известный нам текст установился и был повсеместно принят, мы больше не имеем права его менять.

Во-вторых, святость Иерусалима неразрывно связана со святостью Храма (см. Рамбам, «Законы Храма» 6:16). Поэтому, пока Храм разрушен, мы не может говорить об отстроенном Иерусалиме.

В-третьих, посмотрим на состояние Иерусалима сегодня… Евреи не имеют доступа в различные кварталы Старого города, повсеместно расположены церкви и мечети. Не говоря уже о том, что происходит на Храмовой горе (подробнее об этом можно прочесть в статье «Экскурсии на Храмовую гору»). Всё это пока очень далеко от того отстроенного Иерусалима, о котором на протяжении многих веков молятся евреи всего мира.

В-четвертых, действительно, за последнее время Иерусалим сильно преобразился: современные дома и торговые центры, новейшая трамвайная линия и т.п. Однако Иерусалим никогда не был обычным городом, таким, как другие.

Ни современная застройка, ни еврейское правительство (во многом действующее по нееврейским законам) не делает его отстроенным городом, пока не «отстроена» духовная часть. Пока на частном и (в немалой мере) на государственном уровне попирается всё, что связано с еврейскими традициями и устоями, пока происходит массовое нарушение субботы и т.п., слова молитвы «Нахем»: «Утешь… сам город, пребывающий в трауре, разрушенный, попранный» остаются актуальными. Ведь имеется в виду и духовный аспект. Наш праотец Яаков не просто так назвал это место «дом Б-га» (Берешит 28:17).

Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава, когда мы соблюдаем траурные обычаи, скорбя по разрушенному Храму, — уникальная возможность для каждого еврея еще раз спросить себя: что для меня означает Иерусалим? Какое место он занимает в моем сердце и моей жизни? Осмыслить это. Действительно ли для меня не пустой звук слова Царя Давида в Тэилим (137:5-6): «Если я забуду тебя, Йерушалаим, пусть забудет (меня) десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Йерушалаим на вершину веселья моего».

А пока нам остается только молиться: «И в Иерусалим, город Твой, по милосердию Своему возвратись, и обитай в нем, как Ты обещал. И навечно отстрой его в скором времени, в наши дни, и престол Давида поскорее в нем утверди…»

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

История поста девятого ава

Рав Ицхак Зильбер

Лекция по аспектам поста девятого ава

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

9 Ава. Законы Девяти Дней (с рош ходеш Ав до окончания поста)

Рав Бенцион Зильбер

Уже с 17 тамуза принято не стричься и не говорить браху Шегехеяну и не ставить свадьбы

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Рав Бенцион Зильбер

Почему вокруг этого столько шумихи?


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше