Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Старый город

Старым городом называют часть Иерусалима в пределах средневековых городских стен. Старый город — сердце Иерусалима и центр всего мира, ведь именно здесь стоял Храм и именно сюда устремятся все евреи, когда придет Машиах.

Оглавление

Уникальность Старого города Иерусалима [↑]

Старый город Иерусалима для одних является местом паломничества, для других — музеем под открытым небом (ЮНЕСКО насчитала здесь 220 исторических памятников), для третьих — местом жительства или местом учебы.

Старым город стал называться уже после того, как Моше Монтефьере в конце XIX века построил за пределами его стен квартал Мишкенот Шаананим, а до тех пор Старый город — это и был весь Иерусалим, который был окружен городской стеной.

Все последователи авраамических религий понимают, что здесь, в Старом городе Иерусалима, находится духовный центр планеты. Всем ясно, что присутствие Вс-вышнего наиболее явно проявляется в Его Доме — в Иерусалимском Храме, от которого сейчас осталась лишь одна Западная Стена, но который обязательно будет восстроен — и мы молимся о том, чтобы это произошло вскоре, в наши дни.

Именно потому, что представителям различных христианских и мусульманских течений так понятно уникальное историческое и духовное значение еврейской столицы, — территория Старого города Иерусалима, площадь которого составляет меньше одного квадратного километра, в течение долгих веков является предметом споров и раздоров.

Арабы, русские, французы, англичане, армяне, копты, греки, когда представлялась у них такая возможность, стремились заявить о своем праве на Иерусалим при помощи вещественных аргументов: строительства монастырей, мечетей, минаретов, резиденций патриархов, церквей и часовен. Мусульмане верят, что с Храмовой горы вознесся на небеса пророк Мухаммад, а христиане почитают гробницу Иисуса, расположенную в Старом городе, и его последний путь — Виа Долороза.

Евреи и Старый город в течение истории [↑]

История Иерусалима как столицы еврейского государства началась, когда царь Давид в XI веке до н.э. отвоевал его у племени йевусеев, взяв штурмом неприступную крепость Сион, поселился в ней и построил там царский дом из ливанского кедра. Эту крепость стали называть «град Давида».

С тех пор как царь Давид перенес в Иерусалим столицу из Хеврона, стены города неоднократно разрушались, восстраивались и перестраивались. Царь Шломо, возведя в Иерусалиме Храм, также расширил и стены города в начале X века до н.э, израильский царь Йеоахаз в VIII веке до н.э. — разрушил, иудейские цари Узияу и Хизкияу — укрепили, причем царь Хизкияу включил в территорию города часть прилегавшей к Иерусалиму с запада возвышенности, обнеся её мощной стеной, и проложил под городом Давида туннель-водовод от родника Гихон.

В 3338 году Иерусалим был разрушен вавилонянами. По окончании вавилонского плена, когда часть евреев вернулась в Иерусалим, Нехемия, став правителем Иудеи, сразу же приступил к восстановлению городских стен и завершил работы в 52 дня (Нехемия 6:15).

Греки разрушили городские стены Иерусалима в 175—164 гг. до н. э., построив здесь свою крепость Акра и расположив в ней свой гарнизон. Когда Маккавеи победили, они начали восстановительные и строительные работы: появилась городская стена, отделившая на севере Верхний город от рынков (так называемая Первая стена), а также так называемая Вторая стена (вокруг рынков), строительство которой было завершено при Ироде I.

Ирод I расширил и укрепил город. При нем была перестроена старая городская крепость Бира, недалеко от Яффских ворот была построена цитадель, одна из башен которой — башня Пцаэль — сохранилась до наших дней и называется «Башней Давида». Ирод расширил и перестроил Храм, возвел в городе великолепные дворцы и форумы.

Девятого ава 3828 года (68 г. н.э.) Иерусалим и Храм были разрушены римским императором Титом. Через несколько десятилетий после этого другой римский император — Адриан — полностью перестроил Иерусалим по римскому образцу: квадрат, внутри которого проводятся пересекающиеся под прямым углом улицы, — назвал его Элия Капитолина и запретил евреям вход в его пределы. Общая схема и размеры нынешнего Старого города во многом совпадают с теми, что сложились при Адриане.

В 638 году Иерусалим был захвачен арабами. Халиф Омар ибн аль-Хаттаб разрешил 70 еврейским семьям проживать в Иерусалиме и отвел им район к юго-западу от Храмовой площади. В конце VII века на месте Храма был построен монумент «Купол над скалой».

Иерусалим при мусульманах был окружен мощной стеной со рвом и восемью воротами; улицы были вымощены камнем. Евреи селились в двух кварталах: к юго-западу от Храмовой горы и к северу от нее, около нынешних Дамасских ворот.

В 1099 году Иерусалим захватили крестоносцы. Там, где возвышался Храм, — теперь были королевский и патриарший дворцы, а поблизости — монастыри, церкви и дормитории рыцарей различных орденов, многие из которых до сих пор стоят на своих прежних местах. Крестоносцы первыми уменьшили площадь города, чтобы его было легче оборонять от мусульманских нападений. В бывшем еврейском квартале между Дамасскими и Львиными воротами теперь жили арабы-христиане из Заиорданья.

В XIII веке стены города вновь разрушались (арабами), восстанавливались (крестоносцами), вновь разрушались (хорезмийцами): пока евреи были в изгнании, мусульмане и христиане упорно бились за Иерусалим.

В 1267 году произошло значимое событие: прибывший в Иерусалим Рамбан, обнаружив здесь полное запустение и разруху, приступил к восстановлению общины и строительству главной синагоги на горе Сион. После кончины Рамбана в 1270-м году синагогу перенесли в один из подвалов Старого города.

После падения Королевства крестоносцев в 1291 году и захвата Святой земли мусульманами, все христиане, кроме армян, бежали из Иерусалима. Армянам же удалось договориться с мусульманами, чтобы те позволили им остаться, выплачивая «налог для неверных»,

Спустя нескольких десятилетий под египетским правлением мамлюков, построивших в Иерусалиме множество мечетей и минаретов, в 1517-м году, Земля Израиля и Иерусалим на несколько веков стали частью Османской империи. При турецком султане Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима вместо старой стены была возведена с использованием ее частей новая, сохранившаяся до наших дней.

В 1700 году в Землю Израиля прибыло несколько сотен евреев под руководством рабби Йеуды а-Хасида из Дубно, среди которых были мудрецы Торы, раввины и талмидей-хахамим. Раби Йеуда а-Хасид приобрел участок земли недалеко от синагоги Рамбана, с середины XVI века закрытой по указу турецкого губернатора Иерусалима. Участок прозывался арабами «дир эль-шикназ» (ашкеназский двор), и вскоре на нем была построена ашкеназская синагога.

В конце 1720-го года арабы сожгли синагогу в отместку за неуплату, и она с тех пор получила неофициальное название Хурва (развалины, руины) или «Руины раби Йеуды а-Хасида». Ашекеназским евреям было запрещено селиться в Иерусалиме — и так было до 1835 года, когда еврейской общине было разрешено отстроить четыре древние синагоги.

В 1837 г. прушим — последователи Виленского Гаона — отстроили под синагогу развалившийся дом в дир ашкеназ, назвав ее Менахем Цион, а в 1854 г. построили там же еще одну синагогу, Шаарей Цион.

В 1844 г. в Иерусалиме насчитывалось около 15000 жителей, и около половины из них были евреями. Еврейский квартал был перенаселен — было понятно, что необходимо начать строительство домов за пределами городских стен. Между новыми кварталами и Старым городом были проложены дороги, и после 1887 года ворота Старого города, запиравшиеся прежде на ночь и на время полуденной пятничной молитвы мусульман, стали оставлять открытыми круглые сутки.

В 1865 г. была завершена постройка третьей синагоги — Бейт-Яаков, а вскоре и четвертой — большой хасидской синагоги Тиферет Исраэль, которая также известна как синагога Нисана Бака.

Старый город и драматические события XX века [↑]

Евреи в Палестине очень страдали от турецкого правления в 1915 году. Турки выслали многих лидеров ишува, не давали другим вернуться в дома. Евреев вешали на стенах Иерусалима, собственность конфисковывали, над телами издевались. Голод, болезни и нищета свирепствовали в стране.

С 1922 по 1948 годы Иерусалим контролировался Британией, согласно мандату Лиги Наций. В основу действия Британского Мандата были положены дух и принципы Декларации Бальфура — заявления английского правительства, министром иностранных дел которого являлся в 1916—1919 гг. Артур Джемс Бальфур, принятого в ноябре 1917 года и провозглашавшего право еврейского народа на создание в Палестине национального государства.

Арабы, проживавшие в Палестине и в соседних странах, яростно сопротивлялись претворению декларации Бальфура в жизнь. В 1920, 1921, 1929 и 1936—1939 годах не раз провоцировались кровавые беспорядки, в результате которых по всей Земле Израиля, и, в частности, в Иерусалиме, были убиты множество евреев, жилые дома и учреждения разграблялись и поджигались.

С момента принятия в 1947 году резолюции ООН о создании еврейского государства, в Иерусалиме, который номинально продолжал подчиняться Британии, воцарилась анархия. Еврейский квартал Старого города, где проживало около 2000 человек, оказался в изоляции, вода и съестные припасы выдавались в самом ограниченном количестве.

В мае 1948 года начались бои в Старом городе. Район подвергался беспрестанному артиллерийскому обстрелу со стороны Трансиорданских гарнизонов, день ото дня увеличивалось число жертв, главным образом, среди гражданского населения.

28 мая Старый город был захвачен, мирным жителям было позволено уйти, а защитники города были взяты в плен и увезены в Трансиорданию. В Еврейском квартале не осталось ни одного еврея.

Старый город, в том числе самое святое еврейское место — Храмовая гора, — оставался под властью Иордании вплоть до Шестидневной войны 1967 года. Все эти годы еврейская столица стояла опустошенной, десятки синагог и почти все дома были разрушены, оставшиеся использовались как конюшни и склады.

По перемирию 1949 г. евреям гарантировался доступ к Западной стене. Но в нарушение соглашения иорданские власти на протяжении всех 19 лет оккупации восточной части Иерусалима не допускали евреев к Котелю.

В ходе Шестидневной войны, на ее третий день (7 июня 1967 г.), весь Иерусалим перешел под контроль израильских сил. Старый город снова стал израильским.

Лачуги арабского квартала Муграби, подступавшие к Западной стене почти вплотную, были снесены, была образована просторная площадь и начаты работы по реконструкции еврейского квартала Старого города.

Впоследствии были также снесены строения, закрывавшие южную часть Котеля, и территория перед ней была превращена из узкого тупика в просторную площадь, значительная часть которой отведена для молитвы.

Четыре квартала [↑]

Нынешние границы четырех кварталов Старого города: Мусульманского, Христианского, Еврейского и Армянского — сформировались в XIX веке.

Самый большой квартал — Мусульманский — находится в северо-восточной части Старого города, Еврейский квартал расположен на юге. Христианский — на северо-западе, Армянский — на юго-западе.

Большинство мусульман, которые живут внутри Старого города, имеют дома в мусульманском квартале, но это то место, где евреи проживали в течение многих десятилетий. В последние годы некоторые евреи вернулись в эту часть города (квартал Галиция, Маале Халадия), там действует и несколько ешив.

Нынешний Еврейский квартал датируется примерно 1400 годом и сейчас находится на остатках верхнего города периода Ирода (37 г. до н. э.-70 н. э.).

Армянский квартал самый маленький, он составляет около одной шестой части площади Старого города. Он был создан в XIV веке, сейчас там живут несколько сот человек. Около двух третей квартала занимает монастырь с несколькими церквями. Кроме резиденции армянского патриарха, семинарии, жилых домов, ресторанчиков и магазинов, в армянском квартале есть также сирийская, маронитская католическая, греческая православная и англиканская церкви.

Вошедшие в Старый город через Яффские ворота чаще всего проходят к еврейскому кварталу и Западной Стене именно через армянский квартал.

Границы Старого города [↑]

В течение двух тысяч лет, с тех пор, как Иерусалимский Храм был разрушен во второй раз и евреи были изгнаны со своей земли, Святой Город неоднократно менял облик. Новые стены не совпадают со стенами Старого Города, в котором жили евреи во времена Первого и Второго Храмов.

С точки зрения Алахи, это имеет для нас практическое значение, так как маасер шени («вторую десятину», то есть одну десятую урожая, оставшегося после отделения трума гдола), во времена Храма еврей обязан был есть в Иерусалиме. Если же размер этой десятины оказывался слишком велик из-за обильности урожая, или хозяин жил слишком далеко от Иерусалима, то он был обязан «продать эти плоды самому себе», перенеся «святость» с плодов на монеты, а потом подняться в Иерусалим и купить за монеты, приобретшие святость, еду, чтобы съесть ее в пределах городских стен. В наше время, поскольку нынешний Иерусалим не совпадает с прежним, монеты, на которые перенесена святость маасер шени, запрещено тратить и необходимо уничтожить.

Ир Давид — Город Давида [↑]

Сейчас Город Давида и Гора Сион находятся вне стен Старого города, но во времена Храма они были неотъемлемой частью Иерусалима. Раскопанная археологами часть древнего Города Давида объявлена национальным археологическим парком и является одним из наиболее посещаемых иерусалимских музеев, ведь именно здесь у каждого посетителя появляется возможность увидеть Иерусалим, каким он был заложен самим царем Давидом, с его домами, миквами, гробницами, бассейном Шилоах и тоннелем царя Хизкияу.

Современное поселение началось в Городе Давида в 70-х годах XIX века. С началом беспорядков 1936 года евреи были изгнаны оттуда, а дома — захвачены арабами. В 1986 году был основан фонд «Ир Давид» (Город Давида), который также называется Ассоциация Эльад, и его цель состоит в том, чтобы возобновить еврейскую общину на ее исконных землях. Фонд покупает в Граде Давида дома и сдает их еврейским семьям, которых там уже несколько десятков.

Фонд «Ир Давид» финансирует большинство археологических раскопок, проведенных в последние годы в Городе Давида и прилегающих районах.

Городские стены и ворота [↑]

Свой современный вид снаружи Старый город приобрел во время правления турецкого султана Сулеймана Великолепного, который воздвиг вокруг Иерусалима в 1536-1541 годах новую стену длиной около 4.5 км, высотой от 5 до 15 метров и толщиной до 5 метров, в которой имелось семь ворот. В некоторых местах стена была отстроена на руинах стен предыдущих эпох.

По верхнему краю крепостных стен можно обойти почти весь Старый город, кроме Храмовой горы. Подъем на стену есть в нескольких местах, но купить билеты и начать экскурсию следует справа от Яффских ворот. Во время этой прогулки вам откроются уникальные виды, как на Старый город, так и на новые его кварталы, и с каждой стены — особенные: с южной стены, с западной и северной стен и с восточной стены.

Сейчас в Старый город ведут в общей сложности 11 ворот, но открыты только семь: Яффские, Сионские, Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода, Дамаскские (Шхемские) и Новые. Кроме ворот, в крепостной стене есть 43 сторожевые башни.

Одни из закрытых ворот — Золотые ворота. Они расположены выше уровня земли и ниже Храмовой горы, их видно только из-за пределов города. Согласно нашей Традиции, когда придет Машиах, он войдет в Иерусалим через эти ворота. Во время правления Сулеймана было приказано опечатать эти ворота, чтобы предотвратить его приход, хотя на самом деле это было лишь исполнение пророчества: «И сказал мне Г-сподь: ворота эти будут закрыты, не откроются, и ни один человек не войдет в них, ибо Г-сподь Б-г Исраэля вошел в них; и да будут они закрыты» (Йехезкель 44:2).

Ворота Хульды на Храмовой горе названы так по имени пророчицы Хульды, могила которой находилась неподалёку. Львиные — единственные открытые ворота в восточной стене. Через них вошли в город израильские десантники во время Шестидневной Войны.

Яффские и Шхемские ворота выходят на дороги, ведущие, соответственно, в города Яффо и Шхем. Большинство туристов входят в Старый Город через Яффские ворота, а большинство арабов — через Шхемские, ведущие в Мусульманский квартал. Около ворот с внешней стороны находится центральная станция арабских автобусных компаний, перевозящих пассажиров между Иерусалимом и населёнными пунктами Палестинской автономии. К востоку от Шхемских располагаются Ворота Ирода (Цветочные ворота), которыми тоже пользуются, в основном, мусульмане.

Сионские ворота расположены на горе Сион. В 1949 году солдатам Пальмаха пришлось взорвать их, чтобы прорваться на помощь еврейской общине Старого Города. После Шестидневной Войны ворота были восстановлены, но отметины от пуль на стенах и воротах до сих напоминают о невероятных событиях той войны.

Мусорные ворота — самые низкие, через них выносили мусор из города, и мы находим упоминание о них в Книге Нехемии. Ворота расположены в непосредственной близости от площади у Западной Стены и ведут в Еврейский квартал.

Новые ворота построены турецкими властями в 1898 году по требованию германского кайзера Вильгельма II для облегчения доступа в Христианский квартал.

Проходы через ворота имеют изгиб под углом 90° — чтобы нельзя было въехать в них на конях на полном скаку и трудно было разбить их тараном.

Старый город в наши дни [↑]

Сейчас Еврейский квартал Старого города процветает. Реставрированы разрушенные синагоги, строятся новые. Бейт-Эль, Тиферет Исраэль, Хурва, синагога Рамбана, синагога Ари, синагога Ор а-Хаим, комплекс из четырех сефардских синагог: Элияу а-Нави, Йоханана Бен Закая, Стамбульской синагоги и синагоги а-Эмцаи — и другие.

В ешивах Эш-Атора, Ешиват а-Котель, Порат Йосеф и других учат Тору молодые люди. Открыты школы, детские сады, музеи, магазины, рестораны. Ведутся археологические раскопки, открывающие все новые страницы истории Иерусалима времен Первого и Второго Храмов.

Результаты раскопок можно увидеть в музеях. Археологический заповедник «Центр Дэвидсона», расположенный недалеко от Западной стены, раскрывает историю Иерусалима Первого и Второго Храмов: древнюю городскую стену, Храмовую лестницу, старинную улицу, микве и магазины. В музее Воля (Wohl) можно увидеть останки шести домов, построенных на склоне холма с видом на Храмовую гору в Иродианский период и уничтоженных римлянами.

В «Башне Давида», который еще называют «Цитадель», располагается исторический музей Иерусалима. Дом-музей Катрос (Сожженный дом) рассказывает о восстании против римлян и политических раздорах, расколовших Иудейскую еврейскую общину, что привело к захвату Иерусалима и разрушению Храма.

В музее «Старый ишув» можно увидеть, как жили в еврейском квартале в XIX веке. Институт изучения Храма (Махон а-Микдаш) также функционирует как музей и содержит подробную модель Второго Храма, реконструированные ритуальные сосуды, готовые к использованию, одеяния священников, картины и многое-многое другое.

Евреи уже много десятилетий свободно молятся у Западной стены, но на Храмовую гору не поднимаются, хотя технически эта возможность имеется. По закону Торы, на Храмовую гору не может подниматься тот, кто ритуально нечист. А мы все ритуально нечисты, ведь каждый был когда-то на кладбище или с умершим под одной крышей.

Очиститься от ритуальной нечистоты можно только пеплом красной коровы, которого у нас пока нет. А до этого, по мнению подавляющего числа раввинов, закон Торы не разрешает нам входить туда. Вступить на запрещенное место означает навлечь на себя страшное наказание — карет (отсечение души). Мы с нетерпением ждем прихода Машиаха, когда будет отстроен Храм, и тогда, очистившись, мы с радостью будем приносить там жертвоприношения.

Должны ли мы строить Храм сами или он сам спустится с Небес, то есть возникнет и без наших усилий, — мы узнаем, когда придет время. А пока мы, евреи, должны построить Храм внутри нас самих, начать соблюдать заповеди Б-га, ведь пока большинство еврейского народа не соблюдает Тору, мы не можем удостоиться Храма. Но каждый соблюдающий еврейский Закон, укрепляющийся в Торе или помогающий в этом другому еврею — приближает Храм!

Выводить материалы