Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мы все — потомки Ноаха, то почему все люди так различаются внешне?

Темы: Вавилонская башня, Речь, Народы мира, Галут, Ноах, Национальность, Вавилон

Отложить Отложено

Добрый день! У меня такой вопрос. Если мы все являемся потомками Ноя, то как можно объяснить, что все люди настолько разные: разные национальности, темные, белые люди… Я не расист:) Но просто задумываюсь о том, как тогда это возможно. Можно предположить, что начало — не одно? :) Спасибо)) Не знаю, может, это глупый вопрос, но вот задумалась ) Мария

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Мария!

Вы задаете хороший вопрос. Не беспокойтесь, в расизме Вас никто здесь подозревать не будет. Вопрос полностью правомочный.

Что касается ответа, начнем с того, что даже в одной семье все дети обычно не выглядят одинаково. Есть семьи, где у всех детей один определенный и узнаваемый тип лица, но всё равно они не одинаковы. А есть и случаи, в которых, не зная, что эти люди — братья или сестры, по внешности и не скажешь. Да и характеры тоже обычно в чем-то схожие, но в чем-то различаются.

Этим уже объясняется существование разных национальностей, например, в пределах одного континента. В принципе, европейцы — белые, представители христианской цивилизации. Ну, у южан типа испанцев и итальянцев более горячий темперамент и временами более темный оттенок кожи. Но отличить русских, украинцев, поляков, немцев и англичан друг от друга вовсе не всегда возможно. И, тем не менее, это разные национальности и менталитеты, нередко враждебные друг другу.

Так что вполне могут люди с общими предками быть разных национальностей. Конечно, целые нации — не просто «братья в одной семье», и характер их формируется постепенно. Но такой была жизнь на протяжении большей части истории, до недавних времен: средства транспорта и связи были весьма ограничены и большинство людей мало соприкасались друг с другом, а когда соприкасались, то только с ближними соседями, а не с дальними.

Поэтому у каждой общины формировался свой язык и менталитет; территориально близкие общины могли влиять друг на друга и, в конечном счете, объединяться (с грехом пополам) в одну нацию, а далекие — меньше. Так и формировлались разные национальности.

Но и расы тоже. Тора (Берешит 10) приводит список основных народов, произошедших от упомянутого Вами Ноаха (Ноя). Среди них есть и Куш, от которого произошли эфиопы и другие африканцы.

Но Вы спрашиваете: как могли люди разных цветов кожи произойти от одного человека?

Простой ответ: как раз по мнению науки все люди изначально происходят из одного региона. До сих пор ученые склонялись к теории, согласно которой первые люди жили в Центральной и Восточной Африке и были темнокожими, что в той климатической зоне обеспечивало защиту от ультрафиолетового излучения. И только у той части человечества, которая потом переселилась дальше, в северные широты, закрепилась мутация, которая обеспечивает более светлый оттенок кожи и лучший синтез витамина D.

Но некоторые недавние открытия заставили науку усомниться в африканском происхождении человечества и допустить и ближневосточный вариант. Так или иначе, получается, что люди всех цветов кожи произошли от одного человека. (Только определенно — не от белого!)

А что можно найти об этом в Торе?

Интересную в этом плане информацию находим в мишне трактата Нэгаим (2:1), где речь идет о язве цараат. Ее симптом — белое пятно определенной яркости на теле человека. Но вот проблема: у разных людей разные цвета кожи, поэтому на коже разных людей одно и то же пятно может быть более или менее ярким: «Яркое пятно на коже германца — бледное, а бледное на коже эфиопа — яркое… Евреи — как древесина самшита: не черные и не белые, а средние».

Как именно решается проблема разной яркости одного и того же пятна на коже различных типов — предмет дальнейшего обсуждения мишны и ее комментариев. Но нам здесь интересно то, что евреи считаются не «белыми», а «средними», они в этом плане — между германцами и эфиопами.

Как объясняет раби Исраэль бар-Гедалия Лившиц в своем комментарии «Тиферет Исраэль» (Яхин), «германцы» — это действительно немцы; впрочем, в данном контексте имеются в виду народы северной Европы в целом. Как «эфиопы» — это и жители конкретной страны, и в целом чернокожие.

Почему у них разные цвета кожи? Потому что, как продолжает объяснять «Тиферет Исраэль» (и другие комментаторы, чье мнение, получается, в этом плане совпадает с мнением товарищей ученых), на юге много солнца, и к этому приспособлен черный цвет кожи, а на севере мало солнца, и к этому климату более приспособлен светлый цвет. Евреи же — посередине, поэтому и цвет у них «средний». Нет, они, конечно, не мулаты, но цвет кожи у них — не «европейский», а «ближневосточный».

А ведь как, по мнению Торы, произошли разные народы? В результате раскола изначально объединенного в Вавилоне — тоже на Ближнем Востоке — человечества. Согласно Торе (Берешит 11), главным образом разделение на народы произошло в области «языков», а также характеров и менталитетов, которые эти языки выражают.

Изначально был «один язык и единые речи». Но, когда люди использовали свое единство во зло, Б-г «смешал языки»: расколол людей идейно, и они перестали понимать друг друга. Разные их группы обособились, поселились каждый на своей территории и во многом утратили контакт друг с другом. Так они развились в разные по характеру и языку народы.

Но от чего они откололись? На каком «одном языке» говорили изначально? На святом языке, которым Б-г изначально создал мир и на котором заговорил Адам, напрямую связанный с Б-гом и находившийся «прямо под Ним».

Решив разделить людей, «Б-г призвал семьдесят ангелов, окружающих Небесный трон, и… разбил людей на семьдесят народов и семьдесят языков, и поставил над каждым народом своего ангела» (мидраш «Пиркей дэ-раби Элиэзер»). То есть семьдесят [основных] народов, их языков и ангелов «окружают Небесный трон» — стоят вокруг центра. А в центре — изначальный, святой язык и те, кто продолжает говорить на нем и находится не под началом одного из ангелов, а напрямую под началом Самого Б-га (комментарий Реканати к Берешит 10:5). То есть евреи.

Таким образом, семьдесят языков и народов ответвились в разные стороны от центра и «окружили» его. Поэтому о том, каким был этот центр, можно судить по тому народу, который в нем остался, — еврейскому.

Вот и в плане внешности можно сказать, что другие народы ответвились в разные стороны от «центра», где изначально они были едины — и была эта «центральная внешность» такой, какая осталась у евреев. Люди были не белыми и не черными, а «средними». А из золотой, точнее, смуглой середины расселились по разным климатическим зонам, где их кожа приспособилась к разному количеству солнечного света.

Кстати, сами евреи тоже не остались в этом плане «одноцветными». В своем истоке наш народ состоял из семидесяти [основных] душ (там же, 46:27). Затем разные еврейские ветви-колена расположились по разные стороны от центрального Мишкана — Скинии (Бемидбар 2). Они рассматривают Тору, ее «семьдесят граней» с разных точек зрения (из которых и развились менталитеты и языки разных народов), а также различаются по характеру.

А расселившись в течение изгнания по разным странам, евреи стали различаться и по произношению слов святого языка, и по цвету кожи. Европейские евреи — «ашкеназы» — выглядят сравнительно «черными» по отношению к местному нееврейскому населению, но сравнительно «белыми» по отношению к своим собратьям, прожившим многие века в арабских странах. А «эфиопские» евреи — откровенно чернокожие. Да, отчасти тут дело в прозелитах из каждого народа, присоединившихся к евреям и добавивших свои гены. Но отчасти влияет и климат, и в целом сущность страны проживания.

Вот и остальные народы и расы таким образом ответвились от центра.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше