Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся законоучитель и комментатор Мишны

Раби Исраэль бар Гедалия Лившиц (Тиферет Исраэль; 5542-5621 /1782-1861/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Мишны.

Родился в Германии.

Учился у р. Акивы Эйгера..

Р. Исраэль считал себя также последователем Виленского Гаона. «Все мы его ученики, — писал он о Гаоне, — и все мы припадаем к роднику его Торы, вытекающему из Святая Святых. …И каждый, кто знакомится с его сочинениями, понимает: вот слова, которые прозвучали с горы Синай. …Весь мир живет под одной подобной звездой, которая поднимается на небосклон лишь один раз в тысячу лет и, падая с небес, озаряет весь мир светом Торы» (Предисловие к Биур Агра на Шульхан арух).

Подобно Гаону, р. Исраэль стремился целиком сосредоточиться на изучении Торы — он учился в уединенном месте, не снимая тфилин и завернувшись в талит. Чтобы не прерывать занятий, он нередко постился по трое суток подряд (Гдолей адорот).

В 5581 /1821/ год р. Исраэль Лившиц стал раввином в городе Вронки, расположенном на реке Одере, севернее Познани, — на польской территории, включенной в состав Прусского государства. Позднее он возглавил общину прусского города Дессау.

В 5590 /1830/ года р. Исраэль приступил к изданию своего основного труда — комментария на Мишну, озаглавленного Тиферет Исраэль (т.е. «Великолепие Израиля»). В этом обстоятельном комментарии он опирался не только на талмудические дискуссии, но и на толкования Виленского Гаона и своего наставника р. Акивы Эйгера. В заключение каждой темы автор приводил псаки (законодательные решения), основанные на выводах, содержащихся в кодексе Шульхан Арух.

В последующих поколениях комментарий Тиферет Исраэль широко изучался во всех еврейских общинах. В полных изданиях Мишны он печатается рядом с основным текстом.

В 5597 /1837/ году р. Исраэль Лившиц возглавил крупную общину г. Данцига (Гданьска) и находился на этом посту до последних лет своей жизни. В этот период он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.

Рассказывается, что один знаток Торы попросил у р. Лившица рекомендацию на свою книгу. В этой книге он предлагал решения целого ряда алахических проблем, которые поставил, но не сумел разрешить р. Акива Эйгер. Вопреки расхожему мнению о том, что проблемы, которые не смог разрешить р. Акива Эйгер, вообще не имеют решения, автору предлагаемой книги удалось разрешить все, кроме трех, — и он рассчитывал на восторженную реакцию ближайшего ученика р. Акивы Эйгера. Однако р. Исраэль Лившиц настороженно спросил: «Почему же Вы не довели работу до конца и оставили три проблемы неразрешенными?» «Поверьте, — признался автор, — я приложил все свои силы, чтобы разъяснить и эти проблемы, но мне не удалось нащупать верное решение». Вникнув в содержание книги, р. Исраэль обратился к автору: «Теперь я могу объяснить, почему Вам не удалось завершить книгу… Ведь только эти три проблемы Вы и поняли — и поэтому-то не сумели их разрешить. А все остальные Вам не удалось понять до конца» (Гдолей адорот).

Р. Исраэль Лившиц умер в Данциге в 5521 /1861/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше