Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У завистника век короток»Раби Шломо Ибн-Габироль

Евреи — или гениальные, или полные дураки, дающие советы?

Темы: Потомство, Мудрость, Еврейские качества, Характер, Праотцы

Отложить Отложено

Это правда, что евреи или гениальные (стремятся к обучению и т.д.), или полные дураки (работают посудомойщиками и дают всем советы)?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Дороги, которые мы выбираем

Как мы бы того ни хотели, но хорошо известно, что однородного общества не бывает. А процент гениев и нобелевских лауреатов может зависеть от многих факторов. Причиной может быть установка на учебу во всех без исключения слоях населения. К этому можно добавить и внешние стимулы, а именно — условия существования, в которые поставлен народ (в нашем случае — черта оседлости, погромы, запрет на большинство профессий и ремесел и т. д.).

Когда создавалось государство Израиль, по миру гуляло несколько шуток. Первая — что создание государства Израиль станет концом феномена еврейского гения, потому что появится необходимость в евреях-дворниках и еврейках-шахтерах.

Также подшучивали, что Израиль станет страной с мощным интеллектуальным потенциалом и слабой армией белоручек. А получилось все наоборот — сильная армия и практически полное отсутствие тех же нобелевских лауреатов среди израильтян.

Но, как упоминалось выше, все зависит лишь от культивирования и установления приоритетов в жизни. Стоит привить человеку безграничную любовь к тяжелой атлетике, и получите олимпийского чемпиона Жаботинского — гору мышц из белка и стероидов (после завершения спортивной карьеры он как раз стал давать всем советы, работая военным советником на Мадагаскаре). Но стоит привить любовь к учебе и духовности, как получите немало мудрецов, ну, или хотя бы ученых.

И, всё же, дерзну недемократически предположить, что не все в жизни зависит от воспитания или правильно выбранных приоритетов. И в случае с народом Израиля всегда нужно учитывать «погрешность» на духовный аспект. А основание для подобного предположения дает мне изречение наших мудрецов: «Когда Всевышний наделяет человека величием, это становится не только его личным наследием, но и наследием его сыновей и прочих потомков» (Мегила 13 б). А вот и иллюстрация, к этому высказыванию.

Римскую империю, наверное, величайшую, из всех существовавших, пророк Овадья называет ничтожной. И вот почему. Оказывается этой империей, практически никогда не правили царские династии. То есть, цари и императоры были, однако должность эта была выборной. Каждый раз элиты общества решали, кто лучше подходит на роль руководителя империи.

Такое положение выглядит логичным и полезным, но, как следует из пояснений комментаторов, здесь есть и недостаток: в этой империи никогда не было царей, способных создать достойную династию. А когда у императора, каким бы он ни был способным и великим, нет наследника, достойного его престола, — это ли не проклятие? А отсутствие способности создать крепкую царскую династию наши мудрецы связывают с отсутствием поддержки Всевышнего. То есть, император он, может, и эффективный, но есть индикация, что его не принимают и не любят Небеса. Значит, презрен.

Праотцы народа Израиля — Авраам, Ицхак и Яаков — первыми вступили на путь признания Творца и служения Ему. И в заслугу совершенных ими великих изменений Творец наградил их величием, во множестве его проявлений. Это величие, полученное по заслугам, они и передали — в виде возможности — своим потомкам, до конца всех поколений.

Так что, может быть, не все дело только в выборе соответствующего вектора…

Ну, а пока что в Израиле всё «становится на свои места». И израильские евреи в неравной конкурентной борьбе постепенно уступают места уборщиков, строителей и водителей общественного транспорта местным арабам (наверное, у израильтян приоритеты неправильные). И, если все продолжится в таком ключе, то скоро некому будет давать нам советы.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский