Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что делается Небесами, — к добру»В. Талмуд, Брахот 60б
Биография прозелита, который был пророком в период Первого храма. Он спрятал своих друзей, которых хотела казнить царица Изэвель.

Овадья (עובדיה ум. в 3043 году /717 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.

Гер из Эдома, страны потомков Эсава (Санхедрин 39б; Танхума, Тазриа 8; Ваикра раба 18:2; Раши, Овадья 1:1).

В Танахе о нем сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама (см.) в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадьи (Санхедрин 39б).

Учился у пророка Элияу (см.) (Седер адорот 3021; Оцар ишей аТанах, Овадья).

После того, как в 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в Шомроне (Самарии) (I Мелахим 18:3, Мецудат Давид; Седер адорот).

В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, идолопоклонница Изэвель повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим 18:3-4, Раши; Седер адорот). В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (ИТ, Пэа 1:1; Шмот раба 31:4).

В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин 39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня способны достичь только те, кто рожден в еврейской семье (Раши).

В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]

В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников (подразумеваются Ицхак (см). и Ривка) и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).

Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова (здесь предсказано разрушение Второго Храма; Радак), покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда. …Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).

А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).

Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева (т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава; Раши), и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).

Только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).

Пророк Овадья умер в 3043 году /717 г. до н.э./, одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).


 

[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.