Из цикла «Хроника поколений», темы: Самопожертвование, Пророчество, Пророки, Эсав, Александр Кац, Богобоязненность, Овадья
Овадья (עובדיה ум. в 3043 году /717 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.
Гер из Эдома, страны потомков Эсава (Санхедрин 39б; Танхума, Тазриа 8; Ваикра раба 18:2; Раши, Овадья 1:1).
В Танахе о нем сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама (см.) в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадьи (Санхедрин 39б).
Учился у пророка Элияу (см.) (Седер адорот 3021; Оцар ишей аТанах, Овадья).
После того, как в 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в Шомроне (Самарии) (I Мелахим 18:3, Мецудат Давид; Седер адорот).
В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, идолопоклонница Изэвель повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим 18:3-4, Раши; Седер адорот). В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (ИТ, Пэа 1:1; Шмот раба 31:4).
В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин 39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня способны достичь только те, кто рожден в еврейской семье (Раши).
В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]
В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников (подразумеваются Ицхак (см). и Ривка) и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).
Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова (здесь предсказано разрушение Второго Храма; Радак), покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда. …Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).
А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).
Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева (т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава; Раши), и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).
Только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).
Пророк Овадья умер в 3043 году /717 г. до н.э./, одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).
[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте: обзор темы Что такое пророчество и кто такой пророк?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо