Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Александр!

Спасибо за интересный вопрос. Прежде, чем ответить на него, обратимся к нашим источникам, в которых говорится о 36 праведниках. В Вавилонском Талмуде сказано (Сукка 45 б): «Сказал Абайе: в мире никогда не бывает менее тридцати шести праведников, которые каждый день удостаиваются раскрытия Шхины (Б-жественного присутствия). Как сказано: “…счастливы все, ожидающие Его”» (Йешая 30:18). Гематрия (числовое значение) букв, составляющих слово «Его» ламед-вав 36.

Ещё один источник, на этот раз каббалистический, книга Тикунэй Зоар (50 б): «В изгнании “разделено сердце их…” (Ошейа 10:2) это 72 праведника (числовое значение слова либам ламед-бэт-мэм “сердце их” 72). Они подобны Санхедрину. И это тайна слов “счастливы все, ожидающие Его”, числовое значение слова “Его” 36. И это 36, которые в Земле Израиля, и 36, которые за пределами Земли Израиля, и это “разделено сердце их”». (То есть, числовое значение букв слова «сердце их» 72, а «разделено сердце их» это 72 разделить на 2, получается 36. А именно 36 в Земле Израиля и 36 за границей).

Однако эти источники только показывают, где в Книгах Пророков намек на 36 праведников, в них нет ответа на вопрос, почему праведников именно 36. Приведу несколько возможных объяснений. Во-первых, самый простой и самый естественный ответ: так передано нашим мудрецам по Традиции, и значение этого числа выше нашего понимания. Тем не менее, я нашел несколько возможных объяснений, которые помогают лучше понять смысл самой необходимости существования 36 праведников.

В комментарии «Эц Йосеф» (на трактат Сукка, в книге «Эйн Яаков») сказано, что есть Санхедрин на Небесах, который, подобно известному нам земному суду, состоит из 71 судьи. И этот Санхедрин каждый день судит весь мир. Решение выносится большинством голосов. Если 35 судей обвиняют, а 36 оправдывают, мир оправдан. Поэтому в мире всегда есть 36 праведников, которые каждый день удостаиваются раскрытия Шхины: у них есть право давать силу небесному суду пробудить милосердие у тридцати шести судей, чтобы мир был оправдан. То есть, согласно этому комментарию, 36 минимальное количество судей, необходимое для оправдания мира.

Другое объяснение приводит Маараль в книге «Нэцах Исраэль» (гл. 9). Он говорит о том, что сказано в Талмуде (Санхедрин 104 б): причиной галута (изгнания) является то, что евреи преступили все 36 запретов, за которые полагается карет («отсечение души»). И объясняет: когда евреи «прилепляются» к Творцу, они не могут быть изгнаны из Земли Израиля. Но, если они «отсечены» от Всевышнего, уходят в галут. А нарушение этих 36 запретов и приводит к отсечению от Всевышнего.

Маараль говорит, что число запретов, за нарушение которых полагается карет, соответствуют числу праведников, которые всегда есть в мире, как сказано в трактате Сукка. Так как праведники всегда пребывают в полной близости к Творцу, а те, кто преступает один из этих запретов, максимально отдаляются от Него.

О том, почему праведники «скрытые», я ничего не нашел. Возможно, известность мешала бы им в их служении Б-гу.

В заключение отметим, что комментарий на Тикунэй Зоар «Беэр лэ-Хай Рои» пишет, что в будущем, когда придет Геула (Избавление), все 72 праведника будут в Земле Израиля. На основании этого можно добавить, что тогда наше сердце больше не будет разделено, а будет всецело устремлено к Творцу.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Проясните, пожалуйста, что такое Изгнание, Искупление, времена Машиаха?

Рав Натан Агрес

Как избежать мук времен прихода Машиаха?

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше