Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не подобает гневаться на жену, чтобы сделать приятное родителям»Сефер Хасидим — Книга Благочестивых

Почему одни грешат, а другие умирают?

15 апреля 2008 года, темы: Будущий мир, Бенцион Зильбер, Праведники, Зло

Отложить Отложено

Уважаемый рав Бен-Цион Зильбер,
спасибо Вам за ответ!
Но возникают ещё вопросы:
1. Да, я знаю о идее, что все евреи это одно целое. Но разве это справедливо , что одни евреи стараются соблюдать мицвот, а другие нет, а платят за это первые?
2. Разве долгая жизнь в этом мире не является ценностью и благом, которое обещает Тора?
3. Какой смысл забрать из этого мира именно праведника и мудреца, ведь тем самым только уменьшается удельный вес добра, присутствующего в этом мире?
4. Каким образом забирание праведника улучшает этот мир? Кто грешил, так и продолжает грешить.
Заранее спасибо,
Леа Л.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Леа!

  1. Если бы существовал только один мир, то Ваш вопрос был бы более чем законным: где справедливость? Но мы знаем, что этот мир дан человеку как место работы, а основной мир – это как раз будущий. И когда человеку труднее делать добрые дела, его заслуга увеличивается, а тот, кто страдает за поколение, достигает такого уровня, которого без этого бы не достиг и т.д.
  2. Существует обещание доброй жизни в этом мире еврейскому народу, когда он живёт в Стране Израиля, но нет такого обещания каждому отдельному человеку. Праведник может страдать, а преступник - благоденствовать (цадик вэ-ра лё, раша вэ-тов лё).

Интересно, что Рамбам пишет (Ильхот Тшува, начало 9-ой главы): хорошая жизнь, обещанная в этом мире, – не самоцель, а «инструмент» – возможность служить Б-гу и приблизиться к Нему.

  1. 3-й и 4-ый Ваши вопросы касаются путей и качеств, с помощью которых Б-г руководит миром. А эти качества не всегда соответствуют нашему видению мира. Вопросы эти разбираются в книге Рабби Моше-Хаима Луцатто (Рамхаля) Даат Твунот.

То, что мы можем понять на уровне наших понятий: когда погибает праведник, мы видим, как высоки требования Б-га к человеку, и это приводит к исправлению многих. Сказали мудрецы, что, видя страдания праведника, люди думают: «Если к ним есть претензии, то нам тем более надо исправиться».

С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Читайте:   Рамхаль   Даат Твунот

Рамбам   Законы раскаяния

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше