Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Есть ли возможность как-то держать связь со Святой Землей, несмотря на то, что находишься в диаспоре?

Темы: Цдака, Земля Израиля, Заповеди, Диаспора

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, очень завидую своим друзьям, которые могут переехать жить в Израиль. К сожалению, у меня пока нет такой возможности, нужно смотреть за пожилыми родителями, да и работа вроде бы хорошо идет и есть еще много других причин. Но хотелось бы знать, есть ли возможность как-то держать связь со Святой Землей, несмотря на то, что находишься в диаспоре? Заранее спасибо. Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, не у всех есть возможность переехать на постоянное место жительства в Израиль. Тем не менее, действительно, каждый еврей чувствует постоянную связь со Святой Землей, поэтому Ваш вопрос о том, как практически выразить эту связь, всегда актуален. Давайте попробуем предложить несколько возможных вариантов:

1. Посещение Земли Израиля

Наиболее простой способ поддерживать связь с Землей Израиля — посещать ее, даже просто как турист. Талмуд (Ктубот 111а) говорит: каждый, кто проходит 4 локтя (амот, приблизительно 2 метра) по Земле Израиля, удостаивается Будущего мира.

На основании этого один из ришоним (ранних комментаторов), Риваш, считает (см. Респонсы, 101), что посещение Земли Израиля само по себе является заповедью. Другой комментатор, Маарит (раби Йосеф ди Трани, 1568-1639, респонс Йорэ Дэа 2:28) считает, что заповедь — только заселение Земли Израиля, т. е. переезд на постоянное место жительства, а просто посещение Земли Израиля не является отдельной заповедью. Однако даже по мнению Маарита, посещение Земли Израиля — большая заслуга.

2. Приобретение недвижимости в Земле Израиля

Талмуд (Гитин 8 б) говорит, что в обычной ситуации мудрецы запретили просить нееврея сделать какую-либо работу для еврея в субботу, однако разрешено попросить нееврея в этот день заполнить документы для приобретения/продажи недвижимости в Земле Израиля, поскольку это является заповедью. По мнению многих ришоним это единственная заповедь, ради которой разрешено просить нееврея выполнить работу, запрещенную еврею в субботу Торой.

По мнению Рамбана (прим. к «Книге заповедей» Рамбама, предписывающая заповедь 4), приобретение недвижимости в Земле Израиля — это отдельная заповедь, не связанная с заповедью заселения Земли Израиля. Соответственно, можно выполнить эту заповедь, даже не проживая постоянно в Стране. Такого же мнения придерживается Авнэй Нэзэр (Респонсы, Йорэ Дэа 454).

Однако Рашаш не принимает это мнение и считает, что приобретение недвижимости в Земле Израиля — не отдельная заповедь, а только подготовка к тому, чтобы впоследствии выполнить заповедь заселения Земли Израиля.

3. Оказание финансовой поддержки евреям и еврейским организациям в Земле Израиля

Мудрецы (Сифри, Ръэ 62) говорят о приоритетах при разделении денег цдаки. В частности, нуждающихся из своего города следует поддерживать в первую очередь, и лишь потом — нуждающихся из других городов. И нуждающихся Земли Израиля поддерживать в первую очередь, и лишь затем — нуждающихся других стран.

Этот мидраш не определяет точно, кому отдать предпочтение: нуждающимся своего города или нуждающимся Земли Израиля. Бах (Йорэ Дэа 151) разрешает это сомнение и постановляет: предпочтение нужно отдать землякам.

Однако другой мудрец, рав Исраэль из Шклова (Пэат а-Шульхан, Бейт Исраэль 2:29) не соглашается с этим мнением и говорит, что, поддерживая нуждающихся Земли Израиля, человек выполняет две заповеди: помощи бедным и заселения Земли Израиля.

Рабейну Хида (Пнэй Давид, Ръэ 15) говорит: если речь идет о поддержании еврейского населения в Земле Израиля в целом, то даже Бах согласится, что следует отдать предпочтение нуждам Земли Израиля. Поскольку из-за постоянной военной угрозы и больших экономических трудностей еврейское население в Земле Израиля не может существовать без поддержки евреев диаспоры.

К сожалению, в наше время по разным оценкам только 10 % «еврейских денег» идет на поддержание еврейских организаций. Получается, что на организации в Земле Израиля приходится еще меньше. Тем не менее, как мы видим, особенно важно поддерживать еврейские проекты и организации именно в Земле Израиля, и, безусловно, это уникальная возможность поддерживать связь с ней.

4. Выполнение заповедей в диаспоре

Мидраш (Сифри, Экев 7) говорит о прямой связи между выполнением заповедей в диаспоре и Землей Израиля. И приводит пример: царь гневается на свою супругу, царицу, и изгоняет ее в дом ее родителей. Но при этом говорит ей, чтобы постоянно носила свои украшения: тогда, когда она вернется в царский дом, они не будут для нее непривычными. Подобно этому Всевышний говорит своим детям — евреям: несмотря на то, что Я изгоняю вас из Земли Израиля, выполняйте заповеди и в изгнании, чтобы они не были для вас непривычными, когда вы вернетесь домой…

Раши (Дварим 11:18) и Рамбан (Ваикра 18:25) говорят: это относится не только к заповедям, непосредственно связанным с Землей Израиля, такими, например, как шмита и т.п. Речь идет обо всех заповедях, даже таких, как тфилин и мезуза. Более того, Рамбан отмечает, что выполнение заповедей в изгнании — это только подготовка, своего рода, к выполнению заповедей в Земле Израиля.

Понятно, что слова Рамбана не следует понимать буквально. Во-первых, хотя бы потому, что нигде не предписано снова выполнить заповеди, которые человек уже выполнил в изгнании, по прибытии в Землю Израиля. Например, не надо заново выкупать первенца или заново посвящать в жены жену. Во-вторых, Талмуд (Авода Зара 13а) говорит, что покидать Землю Израиля разрешено только ради выполнения определенных заповедей, например, ради изучения Торы или женитьбы. А если мы скажем, что выполнение заповедей в диаспоре — это только подготовка, то почему выполнением какой-либо заповеди можно оправдать переезд из Земли Израиля?

Как же тогда понимать слова Рамбана? Безусловно, заповеди необходимо выполнять как в диаспоре, так и в Земле Израиля. Просто в Земле Израиля их «вес» значительно больше. Иными словами, самого высокого духовного уровня можно достичь, выполняя заповеди именно в Земле Израиле, которая изначально создана Всевышним для этой цели, идеально «подходит» для выполнения заповедей (Аамек Давар к Шмот 20:12).

Вернемся к мидрашу, приведенному выше, который сравнивает заповеди в диаспоре с драгоценными украшениями изгнанной царицы. Царские украшения — особенные, не обыденные. Попытаемся продолжить сравнение: заповеди можно выполнять как на обычном уровне, так и на более высоком, поэтому более тщательное выполнение заповедей в изгнании может подготовить человека к выполнению заповедей в Земле Израиля, где их «вес», как было сказано, изначально гораздо выше.

Таким образом, мы предложили четыре различных пути, как поддерживать связь с Землей Израиля, находясь в диаспоре: посещение Земли Израиля, приобретение там недвижимости, поддержка местных еврейских организаций и, в целом, более тщательное выполнение заповедей.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)