Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Добрые дела, Изучение Торы, Хасиды, Александр Кац, Заслуги
Раби Авраам бар Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней незер; 5599—5670 /1839—1910/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.
Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод (Маасе рокеах; см.), родословная которого восходила к Раши (см.) и далее — к царю Давиду.
В детстве прославился как илуй (вундеркинд).
Почетного права взять его себе в зятья добивались такие прославленные хасидские праведники, как р. Хаим из Цанза (см.), р. Менахем-Мендл из Коцка (Сараф из Коцка; см.) и р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.).
В четырнадцать лет женился на дочери р. Менахема-Мендла из Коцка. В течение шести лет жил в доме тестя, ставшего его основным наставником.
По его собственному признанию, именно от тестя он воспринял «истоки мудрости и пути углубленного познания Торы» (Гдолей адорот).
Несмотря на слабое здоровье, р. Авраам занимался с исключительным усердием — весь день и значительную часть ночи. Все, что он изучал, он произносил слух, — и получалось, что практически все время, когда он бодрствовал, из его уст звучали слова Торы (там же).
После смерти Сарафа из Коцка, последовавшей в 5619 /1859/ году, р. Авраам стал хасидом р. Ицхака-Меира из Гуры, унаследовавшего «двор» Сарафа из Коцка.
В течение ряда лет был раввином в небольших польских городках Парчеве (севернее Люблина), Крушвице и Носельске, а затем возглавил крупную общину г. Сохачева, около Варшавы. В Сохачеве основал ешиву.
В 5630 /1870/ году, после смерти р. Ханоха-Эниха из Александра (см.), который был духовным наследником Сарафа из Коцка и р. Ицхака-Меира из Гуры, значительная часть хасидов признала р. Авраама из Сохачева своим наставником — и в Сохачеве возник новый «двор».
«Когда я согласился стать хасидским наставником, — признавался позднее р. Авраам из Сохачева, — я надеялся, что ко мне будут приезжать лишь несколько сотен серьезных знатоков Торы, …которым я действительно смогу принести много пользы. …Но поскольку у хасидов принято возвеличивать своего “ребе” и рассказывать про него всякие чудеса, ко мне стали приезжать и самые простые евреи — даже ремесленники и торговцы, с которыми у меня вообще не было никаких точек соприкосновения. Мне было очень тяжело выслушивать их разговоры и просьбы, и в то же время, чувство милосердия не позволяло отправлять их ни с чем, — и из-за этого приходилось надолго забрасывать занятия Торой. Ведь, в основном, они желали чисто материальных вещей — заработка, исцеления и т.п., и помочь им в этом было не всегда просто. Относительно легко мне давалось освобождение их или их детей от рекрутского набора: я брался за изучение Талмуда, имея в виду помочь им, и если мне удавалось разрешить какую-либо сложную проблему, мое открытие вызывало в высших мирах соответствующие изменения, заставляющие представителей властей освободить данного еврея от рекрутского призыва, — эту тайну я постиг, изучая слова Талмуда в трактате Санхедрин (30б). Однако исцелить больного, жизнь которого находится в опасности, несравненно сложнее — потому что здесь очень многое зависит от его душевных качеств» (Гдолей адорот).
В последний период жизни р. Авраам из Сохачева стал одним из духовных лидеров евреев Польши — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
После его смерти сотни его респонсов были собраны в книгу Авней незер (Камни царского венца) — в последующих поколениях эта книга стала одним из авторитетных источников для установления алахических норм.
Р. Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева (Сохачевер), умер одиннадцатого адара 5670 /1910/ года — на семьдесят втором году жизни.
Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Шмуэль из Сохачева (Шем миШмуэль; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»