Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Аврам Борнштейн из Сохачева (Сохачевер), хасидский наставник и знаток Торы

Раби Авраам бар Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней незер; 5599—5670 /1839—1910/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.

Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод (Маасе рокеах; см.), родословная которого восходила к Раши (см.) и далее — к царю Давиду.

В детстве прославился как илуй (вундеркинд).

Почетного права взять его себе в зятья добивались такие прославленные хасидские праведники, как р. Хаим из Цанза (см.), р. Менахем-Мендл из Коцка (Сараф из Коцка; см.) и р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.).

В четырнадцать лет женился на дочери р. Менахема-Мендла из Коцка. В течение шести лет жил в доме тестя, ставшего его основным наставником.

По его собственному признанию, именно от тестя он воспринял «истоки мудрости и пути углубленного познания Торы» (Гдолей адорот).

Несмотря на слабое здоровье, р. Авраам занимался с исключительным усердием — весь день и значительную часть ночи. Все, что он изучал, он произносил слух, — и получалось, что практически все время, когда он бодрствовал, из его уст звучали слова Торы (там же).

После смерти Сарафа из Коцка, последовавшей в 5619 /1859/ году, р. Авраам стал хасидом р. Ицхака-Меира из Гуры, унаследовавшего «двор» Сарафа из Коцка.

В течение ряда лет был раввином в небольших польских городках Парчеве (севернее Люблина), Крушвице и Носельске, а затем возглавил крупную общину г. Сохачева, около Варшавы. В Сохачеве основал ешиву.

В 5630 /1870/ году, после смерти р. Ханоха-Эниха из Александра (см.), который был духовным наследником Сарафа из Коцка и р. Ицхака-Меира из Гуры, значительная часть хасидов признала р. Авраама из Сохачева своим наставником — и в Сохачеве возник новый «двор».

«Когда я согласился стать хасидским наставником, — признавался позднее р. Авраам из Сохачева, — я надеялся, что ко мне будут приезжать лишь несколько сотен серьезных знатоков Торы, …которым я действительно смогу принести много пользы. …Но поскольку у хасидов принято возвеличивать своего “ребе” и рассказывать про него всякие чудеса, ко мне стали приезжать и самые простые евреи — даже ремесленники и торговцы, с которыми у меня вообще не было никаких точек соприкосновения. Мне было очень тяжело выслушивать их разговоры и просьбы, и в то же время, чувство милосердия не позволяло отправлять их ни с чем, — и из-за этого приходилось надолго забрасывать занятия Торой. Ведь, в основном, они желали чисто материальных вещей — заработка, исцеления и т.п., и помочь им в этом было не всегда просто. Относительно легко мне давалось освобождение их или их детей от рекрутского набора: я брался за изучение Талмуда, имея в виду помочь им, и если мне удавалось разрешить какую-либо сложную проблему, мое открытие вызывало в высших мирах соответствующие изменения, заставляющие представителей властей освободить данного еврея от рекрутского призыва, — эту тайну я постиг, изучая слова Талмуда в трактате Санхедрин (30б). Однако исцелить больного, жизнь которого находится в опасности, несравненно сложнее — потому что здесь очень многое зависит от его душевных качеств» (Гдолей адорот).

В последний период жизни р. Авраам из Сохачева стал одним из духовных лидеров евреев Польши — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.

После его смерти сотни его респонсов были собраны в книгу Авней незер (Камни царского венца) — в последующих поколениях эта книга стала одним из авторитетных источников для установления алахических норм.

Р. Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева (Сохачевер), умер одиннадцатого адара 5670 /1910/ года — на семьдесят втором году жизни.

Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Шмуэль из Сохачева (Шем миШмуэль; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.