Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
...Однажды ночью, в канун Йом кипура, он занимался Торой и вдруг провалился в глубокий сон. Во сне к нему явился «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой» — «его лицо излучало свет». Подобное же видение повторилось в ночь на праздник Шмини ацерет, а затем и в ночь на Симхат Тора...

Раби Мордехай Розенблат (р. Мотеле Ошмянер; 5597—5676 /1837—1916/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

Родился в городе Антополе, в белорусском Полесье.

Учился в ешиве Пинска.

Начиная с 5630 /1870/ года, был раввином и руководителем ешив в небольших белорусских городках. В 5651 /1891/ году он возглавил общину города Ошмяны Виленской губернии, а в последний период жизни стал раввином крупной общины г. Слонима.

Р. Мордехай был одним из самых авторитетных законоучителей поколения, и многие знаменитые раввины обращались к нему за решением спорных вопросов. Его алахические респонсы вошли в книгу Адрат Мордехай (Великолепие Мордехая), изданную в Вильно (Вильнюсе) в 5659 /1899/ году.

В предисловии к этой книге рассказывается происшедшая с ним мистическая история. Однажды ночью, в канун Йом кипура, он занимался Торой и вдруг провалился в глубокий сон. Во сне к нему явился «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой» — «его лицо излучало свет». Подобное же видение повторилось в ночь на праздник Шмини ацерет, а затем и в ночь на Симхат Тора. Наконец, величественный старец признался, что он послан к нему из Грядущего мира с особой миссией. Он сообщил, что р. Мордехай является прямым потомком некого богатого купца Баруха из Салоников, жившего тремя веками ранее в Османской империи. Однажды этот Барух, обладавший властным и вздорным характером, в порыве гнева публично ударил даяна (судью) Салоников, выдающегося законоучителя р. Йосефа Ибн Лева (см.). Величественный старец, явившийся р. Мордехаю во сне, и был воплощением р. Йосефа Ибн Лева. Старец поведал, что на протяжении трех прошедших столетий душа Баруха не смогла обрести успокоение, и теперь Небесный Суд избрал р. Мордехая, чтобы искупить эту душу. Для этого он должен в течение, как минимум, четырех лет углубленно изучать сборник алахических респонсов р. Йосефа Ибн Лева.

Проснувшись, р. Мордехай, загруженный делами своей общины, недостаточно серьезно отнесся к словам небесного вестника — и тогда внезапно заболела его жена. В ту же ночь величественный старец снова открылся ему во сне и сурово сказал, что «это было последним предупреждением». И когда наутро жена р. Мордехая оказалась в критическом состоянии, он поспешил приобрести респонсы р. Йосефа Ибн Лева и в течение четырех лет скрупулезно их изучал — чтобы душа его предка, Баруха из Салоников, «получила возможность подниматься все выше и выше». Жена р. Мордехая быстро поправилась, а таинственный небесный посланник с тех пор больше не являлся ему во сне (Гдолей адорот).

Р. Мордехай прославился как выдающийся праведник и бааль мофет (чудотворец), благословения которого сбывались. Тысячи людей со всех концов литовского края, в том числе и неевреи, приходили к нему за советом и исцелением.

Знатоки кабалы относили р. Мордехая к числу посвященных в самые сокровенные тайны Торы. Одним из его учеников в области кабалы был раввин литовского городка Жеймялиса р. Авраам-Ицхак Кук (см.), ставшим впоследствии главным раввином Земли Израиля (Сарей амеа 6:13).

Р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим; см.) видел в р. Мордехае одного из духовных лидеров поколения и отмечал: «Вряд ли найдется человек, чей удел в Ган Эдене будет подобен его уделу!» (Гдолей адорот). Р. Авраам-Йешая Карелиц (Хазон Иш; см.) говорил: «Я убежден, что у него (р. Мордехая Ошмянера) был руах акодеш (дух пророчества)» (там же).

Множество общин стремились пригласить р. Мордехая к себе, на раввинский «трон», а некоторые даже пытались тайно его похитить — так что жителям Слонима приходилось содержать круглосуточную стражу около его дома (там же).

Р. Мордехай Розенблат, любовно называемый евреями «раби Мотеле», был призван в Небесную Ешиву в 5676 /1916/ году — ему было семьдесят девять лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»