Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося кабалиста из рода АРИЗАЛЯ. «…он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля».

Раби Шломо бар Хаим Эльяшив (Бааль Алешем; 5601—5688/1842—1928/ гг.) — выдающийся кабалист. Происходил из рода великого кабалиста раби Ицхака Лурии (Аризаля) — и по отцовской и по материнской линии. Прямой потомок знаменитого кабалиста раби Шимшона Острополера, убитого казаками Богдана Хмельницкого.

Родился в литовском городке Загоре.

До тринадцати лет изучал Тору под руководством отца, затем учился в ешивах Минска и Телза (Тельшая). Поселившись в г. Шауляе, целиком посвятил себя изучению Торы.

Он вел жизнь затворника — облачившись в талит и тфилин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. Основным предметом его исследований стали книги, содержащие сокровенное учение Аризаля и Виленского Гаона.

По свидетельству рава Авраама-Ицхака Кука, прежде, чем приступить к изучению кабалы, раби Эльяшив «основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара, затем кабалистические сочинения раби Моше Кордоверо и раби Моше-Хаима Луцато, а потом уже — Зоар и “Книгу Творения” с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля» (Сарей амеа 6:13).

Раби Эльяшив стал самым авторитетным в литовском крае знатоком кабалы. К нему в Шауляй приезжали многие духовные лидеры поколения, среди которых были раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и раби Ицхак Блазер (раби Ицеле Петербургер), один из зачинателей этического движения Мусар.

«В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, — говорил Хафец Хаим, — ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа». Хафец Хаим пояснял: «Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, он же (раби Эльяшив) действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома» (Гдолей адорот).

Рав Авраам Кук также навещал раби Эльяшива в Шауляе и ночи напролет изучал под его руководством сочинения раби Хаима Виталя, содержащие учение Аризаля (Сарей амеа 6:13).

Раби Эльяшив написал целый ряд значительных книг по кабале, среди которых Сефер акдамот вешаарим (Книга прелюдий и преамбул), Сефер адеа (Книга знания), Сефер аклалим (Книга основных принципов), а также Хелек абиурим (Раздел пояснений) — развернутый комментарий на основополагающую книгу раби Хаима Виталя Эц хаим (Древо жизни).

В 5675/1915/ году, в разгар первой мировой войны, семидесятипятилетний раби Эльяшив был изгнан вместе со всей общиной Шауляя из прифронтовой полосы в глубь России — российские власти подозревали евреев в сочувствии и помощи неприятелю.

Перед поспешной эвакуацией раби Эльяшив, не имея возможности взять с собой свои многочисленные рукописные сочинения, зарыл их в землю около Шауляя. После войны эти места оказались под властью немцев. Тем не менее, стараниями добровольных помощников из еврейской общины Риги удалось извлечь рукописи из земли и, переправив через российскую границу, возвратить автору (Гдолей адорот).

В 5682/1922/ году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он прибыл в Йерушалаим. Раби Шломо Эльяшив умер в Йерушалаиме двадцать седьмого адара 5688/1928/ года.

Все многочисленные участники его похорон наблюдали в небе над Ар Зейтим (Масличной горой) яркий столп света, направленный, подобно гигантской радуге, с востока на запад, до самого горизонта, — такое явление издревле наблюдалось во время похорон выдащихся праведников и знатоков сокровенного учения (Гдолей адорот).

На его могильлном камне высекли: «Наставник, подобный Б-жьему ангелу, — …перед ним были открыты сокровенные тайна Торы».

Собрание его кабалистических сочинений было издано под общим названием Лешем, шево веахлама (Яхонт, агат и аметист).

Эта книга стала столь авторитетной, что в последующих поколениях раби Шломо Эльяшива стали называть по заглавию книги — Бааль Алешем (Автор «Яхонта…»).

Его внук, раби Йосеф-Шалом Эльяшив, — выдающийся законоучитель и духовный лидер нашего поколения.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...