Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Каббала, Чудеса, Стена Плача, Алия, Рав Александр Кац
Раби Сар-Шалом бар Ицхак Шараби (Рашаш; 5480-5537 /1720-1777/ гг.) — духовный лидер кабалистов Земли Израиля.
Родился в Йемене. Учился в г. Адене, на юге Йемена. Уже в юности стал выдающимся знатоком Талмуда и кабалы.
Узнав, что в Йерушалаиме существует ешива кабалистов Бейт-Эль (Дом Б-га), р. Сар-Шалом в одиночку совершил опасное путешествие в Землю Израиля.
Разыскав ешиву, он устроился работать в ней шамашем (служкой). Скрывая до поры свои познания, он доставлял для ешивы воду, следил за чистотой и порядком, а также будил учеников на полуночную молитву Тикун хацот. Во время уроков «служка» скромно сидел в уголке комнаты, склонившись над книгой псалмов, — и с жадностью внимал словам мудрецов.
Порой кабалисты не могли в течение долгих часов разрешить какую-либо сложную проблему, и однажды «служка», знавший путь решения проблемы, не выдержал — когда никого не было в комнате, он написал на листке все необходимые указания и вложил его в изучаемый фолиант. Такие тайные подсказки повторялись несколько раз, пока дочь одного из мудрецов случайно не заметила его действий, — и тайна открылась (Гдолей адорот).
Вскоре он стал одним из самых авторитетных знатоков кабалы в ешиве. В 5511 /1751/ году тридцатилетний р. Сар-Шалом Шараби был избран руководителем ешивы и получил почетный титул рав ахасидим (глава благочестивых), который присваивался старейшине кабалистов святого города.
Его ближайшими учениками в ешиве были р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.) и р. Йом-Тов Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; см.), впоследствии ставшие духовными лидерами евреев Земли Израиля и всей диаспоры. В ешиве Бейт-Эль, возглавляемой р. Шараби, занимался также р. Гершон Кутовер (см.), ближайший ученик родоначальника хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.).
Р. Сар-Шалом написал целый ряд важнейших кабалистических сочинений, разъясняющих учение р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.). Среди его произведений особенно выделяется комментарий на книгу Эц хаим (Древо жизни), принадлежащую перу р. Хаима Виталя (см.), ближайшего ученика Аризаля
Этот комментарий, озаглавленный Эмет вешалом (Правда и мир), печатается рядом с основным текстом книги Эц хаим. Среди кабалистов последующих поколений утвердилось представление о том, что учение Аризаля невозможно адекватно воспринять без комментариев р. Шараби.
В своем трактате Наар шалом (Река мира) р. Сар-Шалом раскрывает тайный смысл заповедей и указывает сокровенное значение многих молитв. В книге Диврей шалом (Слова мира) собраны его толкования Танаха и Талмуда, а также кабалистические респонсы.
Его перу принадлежит и кабалистический молитвенник, составленный на основе каванот Аризаль — методов духовного настроя, позволяющих молящемуся целенаправленно влиять на реальность.
В течение полутора веков этот молитвенник, известный под названием СидурРашаш (Молитвенник р. Шалома Шараби), распространялся только в рукописных копиях. Он был впервые напечатан в ограниченном количестве экземпляров в 5671 /1911/ году и до сих пор используется в среде кабалистов в качестве основного молитвенника.
Благодаря своим глубочайшим познаниям в практической кабале р. Сар-Шалом завоевал почет и уважение не только в глазах евреев, но и в глазах мусульман.
Рассказывают, что каждую ночь р. Сар-Шалом отправлялся к Стене Плача, чтобы там прочитать Тикун хацот — полуночную молитву, в которой выражается скорбь еврейского народа по поводу разрушения Храма. Однажды, когда р. Сар-Шалом и один из его учеников приближались к Стене, им преградила дорогу толпа вооруженных кольями арабов, которые стремились воспрепятствовать евреям молиться рядом с древней святыней. Ученик р. Сар-Шалома инстинктивно отпрянул, но наставник шепнул ему: «Не бойся их! Иди вперед! Ничего дурного с нами не произойдет!». И как только мудрец приблизился к нападающим, они внезапно застыли, не в силах сдвинуться с места. Возвращаясь с молитвы, р. Сар-Шалом и его ученик застали их в тех же причудливых позах, с кольями, уже поднятыми для удара. На рассвете все жители Йерушалаима стали свидетелями происшедшего. И лишь после того, как иерусалимский муфтий гарантировал евреям право свободного доступа к Стене Плача, р. Сар-Шалом короткой молитвой вернул замершим арабам былую подвижность (Везэ шаар ашамаим с. 184—185).
Р. Сар-Шалом Шараби умер в Йерушалаиме десятого швата 5537 /1777/ года, в возрасте пятидесяти семи лет.
Предание сообщает, что перед смертью р. Сар-Шалом не болел и даже не испытывал недомогания. Однако, пророчески предчувствуя момент предстоящего «перехода», он облачился в талит и тфилин, — и его душа покинула тело (Везэ шаар ашамаим с. 170).
В дальнейшем во главе ешивы кабалистов Бейт-Эль стоял его сын р. Хизкия-Ицхак Шараби (умер в 5568 /1808/ г.), а затем и внук р. Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби (5535—5587 /1775—1826/ гг.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»