О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?15 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д. Читать дальше |
|
Еврейский народ называется «гой»?11 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?8 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А. Читать дальше |
|
Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?21 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. У меня такой вопрос. Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если перед этим Б-г ему сказал: «Я буду с тобой, и благословлю Я тебя»? Почему он не понадеялся на Б-га? Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему евреев не радовал вкус мана?9 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Скажите, почему евреи однажды стали недовольны маном? Роптали на Моше, что им опротивела эта еда и качество её уже не то? Почему её качество снизилось? Михаэль Читать дальше |
|
Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?16 декабря 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Заставив сделать им обрезание, они сделали их слабыми, неспособными воевать, и пустились убивать их всех. Это больше похоже на геноцид, а не подвиг. D. Читать дальше |
|
Как в Торе указывается возраст?25 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Несколько недель назад мы с парой человек из общины разбирали комментарии на главу Хаей Сара. В частности, известное толкование возраста Сары: «Сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Нам стало интересно, а как возраст писался в других местах Торы. Полистав, мы обнаружили, что у всех число лет записывалось через «и» (поэтому мне до сих пор не понятно, почему у Сары такую манеру написания выделяют, а у других нет?). Но вскоре заметили, что разница всё же есть. У допотопного поколения возраст записывается от меньшего к большему, т.е. сначала единицы, потом десятки, потом сотни. Последний раз такое написание возраста встречается в главе Лех Леха 12:4, где сказано, что Авраму при выходе из Харана было пять и семьдесят лет. А уже в 16:16 этой же главы говорится, что Авраму было восемьдесят и шесть лет при рождении Ишмаэля. То есть запись идёт от большего к меньшему (сначала сотни, потом десятки, потом единицы). Далее такая запись продолжается. Мы, конечно, не проверили всю Тору, но все выбранные наугад места имели вышеописанный порядок написания (например, Берейшис 5:3 для допотопных и Везот Габраха 34:7 для остальной части Торы). Единственное исключение, которое лично я увидел, — это Берейшис 5:5, когда написано, что все дни Адама были девятьсот и тридцать. Так как самостоятельно ответов мы не нашли, решил переадресовать наши вопросы вашему сайту. Итак:1. Что означает разный порядок написания возрастов? 2. Действительно ли правило таково, как я описал, или на самом деле исключений много и никакого правила нет? 3. Если всё же есть, то почему написание возраста изменяется именно в Лех Леха 16:16 (а не, например, в 17:24, когда Авраам делает обрезание)? Аарон-Исроэль Читать дальше |
|
Кто-то, кроме тех, кто был в Ковчеге, уцелел во время Потопа? Это же противоречит Писанию!7 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав! Уважаемый р. Овадья Климовский, отвечая на один из вопросов, сказал, что во время потопа, возможно, уцелели ещё люди, кроме Ноаха. Не противоречит ли это Писанию, где в Берейшит 7.23 сказано: «…И стер Он все сущее, что на поверхности земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной: и были стерты они с земли». То есть, Писание говорит, что всё живое — погибло. Может, уважаемый Рав ошибся? Спасибо. С уважением, Анатолий Голяченко Читать дальше |
|
Как мог Ог уцелеть во время Потопа? Динозавры, и те не спаслись!3 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов. Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1). Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается. Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай Читать дальше |
|
Имел ли в виду пророк Йешаягу Иисуса?22 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Меня интересует книга пророка Исаии 9:1-7, потому что христиане утверждают, что это об Иисусе из «Нового завета» и приводят это и другие места из пророков. Лично я не верю в «Новый завет», но такие места меня вводят в недоумение. С ув.,Серж Читать дальше |
|
Кого выгнал Эзра, только жен или детей?18 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я спрашивала об установлении еврейства по матери. Мудрецы выводят это из Дварим, Ваэтханан, псуким (стихи) 3, 4. В книге Эзры написано, что пророк велел выгнать чужеземных жен с детьми, которых они родили, поскольку они не являлись евреями (глава 10, пасук 3). Но в пасуке 11 о детях уже не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что жен-то выгнали, а детей нет. Тогда получается, что дети евреи, раз их не выгнали. И в 19 пасуке написано, что обязались они выдворить жен своих. О детях опять не сказано ни слова. Получается, что дети, рожденные гойками от евреев, евреи? Ася Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
|
Почему Всевышний разгневался на Билама? Ведь тот действовал с Его разрешения!15 июля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый раввин. Тора — воистину удивительная книга! Каждый раз открываю для себя нечто новое. Мой вопрос таков: Книга Бамидбар, раздел Балак. Как понимать строки: с 20-й по 22-ю. Б-г разрешил ему идти, но и разгневался на него?! Как это понимать? Читать дальше |
|
Что написано в Тэилим 110? И как правильно звучит имя Бога?20 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В псалмах царя Давида — Теилим 110 — написано следующее: «Слово Йеговы к Адонаю моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих… Клялся Йегова и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, — (как) Малкицэдэк». Кого царь Давид назвал Адонаем, которого Йегова сделал священником навеки, как Малкицэдэк? Речь явно не о самом Давиде, ведь он не был священником. Е. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |
|
Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..20 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе. 1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним? 2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом? 3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына? 4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение? 5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)? 6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками? 7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было? 8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи? Спасибо. Елена, Киев Читать дальше |
|
Почему слово «Создатель» употреблено в форме множественного числа?13 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В отрывке Коэлет 12, 1 Всевышний упомянут во множественном числе в слове «Создатель», то есть буквально «Создатели». Но Тора учит, что Создатель один, как это объяснить? Спасибо. Р. Читать дальше |
|
Как звали мать Авраама?19 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Письменной Торе сообщено, кто является отцом Авраама, но ничего не сказано про его мать, даже имени. Почему? Вообще, что известно из Устной Торы или других источников о матери Авраама? А. Читать дальше |
|
Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?10 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.? Читать дальше |
|
У меня вопрос о значениях слов, которые в Священном Писании обозначают понятие «грех»6 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые равы, у меня вопрос по значению слов, относящихся к понятию греха в Священном Писании. Приведу некоторые из них (возможно, есть и другие): хет [חטא], хаттаа [חטאה], авон [עוון], пеша [פשע], ашам [אשם], ашма [אשמה], шегага [שגגה], реша [רשע], авера [עבירה]. Хотелось бы узнать, какие смысловые различия кроются за этими терминами? Заранее спасибо. Р. Читать дальше |
|
За что был наказан Змей?27 июля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, меня интересует вопрос по Бытию 3:14-15: почему змею вменяется вина? Ведь он выполнил свою задачу (создал испытание). И что означает это наказание для него? И еще: что за вражда между змеем и женою и между семенем ее и его? Спасибо. Андрей Читать дальше |
|
В Торе сказано как-то так: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь»?8 июля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав. Меня интересует вопрос, в Торе… как-то сказано: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь» или около того. Как сказано точно? Где это находится? Как это следует понимать? К кому относится? Можно коротенький пример? Заранее благодарен, И. Читать дальше |
|
Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?31 мая 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр Читать дальше |
|
Чем хороши шатры Яакова?14 мая 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В начале молитвы Шахарит упоминается о шатрах Якова. Уверен, что этот невероятный по красоте стих несет в себе глубокий смысл. Не могли бы вы истолковать этот параграф? Спасибо. Юрий Читать дальше |
|
Чем отличается скала ЦУР, по которой Моше ударил, от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить?27 апреля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Чем отличается скала ЦУР, по которой ударил Моше, в книге Шмот от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить, в книге Бемидбар? Спасибо. С ув., Виктор Читать дальше |
|
Почему пророк Элиша проклял отроков?10 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему пророк Элиша проклял отроков? То, что вышли медведицы и убили отроков, — это ведь следствие проклятия? Неужели это только из-за того, что отроки дразнили пророка плешивым? Н. Читать дальше |
|
Когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет?4 января 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, ув. рав! Скажите, пожалуйста, когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет? Или тот завет, который был заключен при выходе из Египта, вечен и не будет изменен? Заранее благодарю! Михаил Читать дальше |
|
Почему евреям запрещено ненавидеть египтян?30 ноября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я уже спрашивала, но ответ мне был не совсем непонятен. Почему евреям запрещено ненавидеть египтян? Алла Читать дальше |
|
Жена советует Ийову благословить Всевышнего или... проклясть?4 ноября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Уважаемые! У меня такой вопрос. В книге Ийова 2:9 на иврите сказано «барэх Элоким» («благослови Всевышнего»), а почему на русский язык это переведено как «прокляни»? С уважением, Н. Читать дальше |
|
Кто сказал, что у нас правильный текст Торы?16 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Как, мы евреи, изучающие Тору, можем быть уверены, что она сохранилась такой, какой была при Моше-рабейну? Тора прошла через столько веков, через столько стран и рук. Она могла попасть в руки других народов, которые могли поменять в ней события. Те же раввины могли изменить ее так, чтоб она соответствовала их видению, их понятию. Как же мы можем быть уверены, что те законы Торы, которые там написаны, исходят от самого Б-га? Тору ведь писали люди, а люди грешны, даже Моше-рабейну был грешным, что говорить о других раввинах????!!!!!! М. Читать дальше |
|
Почему Тора написана простым языком?10 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Я хотел бы узнать мнение раввина по одному вопросу (или, точнее, по нескольким). Я уже несколько лет читаю Тору, то есть не занимаюсь детальным изучением, а читаю по недельной главе в каждый Шаббат. И вот что меня смущает — эта священная книга написана очень простым языком, лично для меня она пока представляется не более чем летописью о некоторых исторических событиях. Очень большое внимание уделяется отдельным подробностям, например, при перечислении членов каждого еврейского колена. И вот первый мой вопрос — почему Тора написана так примитивно (на первый взгляд)? Второй вопрос — действительно ли происходили события, описанные в Торе, или же она является большим, чем просто исторической «летописью», и содержит в себе подтекст, код, скрытый смысл? И если они действительно происходили, то как объяснить, почему они не происходят сейчас? Извиняюсь за такое обилие вопросов, но я должен всё это понять. Заранее благодарю. Ростислав Читать дальше |
|
Какой закон нарушил Каин? Ведь в то время не было запрета убивать?7 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой закон нарушил Каин? Почему он считался убийцей? (Ведь не было в то время закона НЕ УБИЙ или каких-то других запретов). Исраэль Читать дальше |
|
Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Чем бык — «пар» отличается от быка — «бакара»?17 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В нашей недельной главе перечисляются животные: быки (бакар, пар, эгель и др.), овцы (рахель, аиль, кевес, кесев и др.) и другие. В каких случаях какое название на иврите правильно использовать? Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо Вам за Ваш прекрасный духовный труд. С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Чем Тора отличается от Библии?9 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?26 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Всевышний разрешает лгать?26 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав Читать дальше |