Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора написана простым языком?

Темы: Пятикнижие, Пшат, Иврит, Письменная Тора, Овадья Климовский, Комментарий

Отложить Отложено

Шалом. Я хотел бы узнать мнение раввина по одному вопросу (или, точнее, по нескольким). Я уже несколько лет читаю Тору, то есть не занимаюсь детальным изучением, а читаю по недельной главе в каждый Шаббат. И вот что меня смущает — эта священная книга написана очень простым языком, лично для меня она пока представляется не более чем летописью о некоторых исторических событиях. Очень большое внимание уделяется отдельным подробностям, например, при перечислении членов каждого еврейского колена. И вот первый мой вопрос — почему Тора написана так примитивно (на первый взгляд)? Второй вопрос — действительно ли происходили события, описанные в Торе, или же она является большим, чем просто исторической «летописью», и содержит в себе подтекст, код, скрытый смысл? И если они действительно происходили, то как объяснить, почему они не происходят сейчас? Извиняюсь за такое обилие вопросов, но я должен всё это понять. Заранее благодарю. Ростислав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ростислав!

Спасибо за Ваш вопрос, рассмотрим его по частям.

1. «Простой» язык Торы обманчив, вследствие популяризации иврита нам кажется, что мы понимаем все, что написано. Но следует быть осторожнее с этим, некоторые слова могут означать совсем не то, что они означают в современном языке. Отсюда могут следовать в корне неверные выводы. Например, в современном иврите можно часто услышать такое знакомое русскому уху слово максим, означающее «очаровательный». Прослеживается, конечно, корень «чары», но как это далеко от слова косэм — «колдун», отношение к которому в Торе резко отрицательное — вплоть до требования наказывать за колдовство смертной казнью. Читая оригинал и не зная этой тонкости (а в особенности, если мы воспитаны на культуре, где невинное «волшебство» рассматривалось как что-то положительное, сказочное и манящее), мы можем сильно удивляться такому отношению Торы. Пока не узнаем из Устной Торы омерзительные и страшные подробности того, как вершили в те времена колдовство, или не встретим это слово в связи с Биламом-колдуном — одним из врагов еврейского народа. Кажущаяся простота языка является, скорее, следствием его точности и ясности. Посмотрите, однако, главу Ааазину — все ли слова в ней для Вас окажутся так же просты?

2. Подробностям Тора уделяет ровно столько места, сколько ее Автор посчитал нужным, чтобы научить нас чему-то с помощью этих подробностей. Это — тема для отдельной статьи.

3. Второй Ваш вопрос уже получился третьим. Непонятно в нем слово «или» — описанные в Торе события, действительно имели место. Как сказали наши мудрецы, «Писание следует понимать буквально»[1]. Это не мешает, однако, Торе содержать в себе бесчисленное количество «слоев», в которых раскрывается ее невероятная глубина, ведь Тора — это план, в соответствии с которым Всевышний творил мир. В ней содержится «зашифрованная» информация обо всем, что происходило и произойдет в этом мире, и обо всех его обитателях.

4. И если мы будем внимательно изучать Тору, то увидим, что в течение всей нашей истории происходило то, что описано в ней, — вплоть до наших дней. См., например, книгу рава И. Зильбера «Пламя не спалит тебя» об исполнении пророчеств.

С уважением, Овадья Климовский


[1] События изложены в Торе зачастую не в том порядке, в каком они происходили на самом деле, потому что назначение Торы не в том, чтобы рассказать нам о том, что было, а в том, чтобы научить нас (Тора — слово, однокоренное слову ораа — «указание», «обучение»), в чем состоит воля Б-га и как нам поступать. Этим и определяется «отрывочность» фактов, о которых Тора повествует, и порядок их изложения.

Материалы по теме


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше