Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Яаков был наказан за то, что состарился?

Темы: Наказание, Мидраш, Яаков, Фараон, Радость, Благодарность, Овадья Климовский, Долголетие

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод:

Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет.

— Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев.

Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни.

В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано:

Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон.

Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Я пока не достиг уровня знания, достаточного для того, чтобы соглашаться или не соглашаться со словами таких гигантов, как рав Хаим Шмулевич. Все, что могу предложить на данный момент, — это попытку лучше понять его слова. Он имел в виду, конечно, не просто наступление старости, которое, как Вы верно заметили, неминуемо, а проявления старости — угасший взор, выражение лица. Вся манера держаться может указывать на то, что человек, пока жив, полон энергии (это мы видим у наших мудрецов преклонного возраста: они уже с трудом передвигаются, но в глазах их — блеск юного исследователя), или — что он уже «устал от жизни». Это зависит не от физического здоровья, а лишь от настроя человека. Разумеется, говоря о праотце Яакове, мы должны понимать: дай Б-г нам хоть небольшую часть такой радости жизни (если ее нет, кстати, Всевышний не говорит с человеком, поэтому все 22 года отсутствия Йосефа Яаков не получал пророчеств) и связи с Творцом, какие были у него. Однако на его уровне от него требовалось нечто еще более высокое, что он мог достичь, но не достиг. А нам об этом сообщают в такой форме, чтобы мы могли извлечь урок для себя.

И урок прост: разумеется, роптать на жизнь — большой грех, это демонстрация существенного недостатка веры. Ведь хирургу ни один пациент не предъявлял претензий, например, за то, что тот его режет ножом, — пациент знает, что это для его же блага. Откуда он это знает, не изучив медицину? Ниоткуда, просто доверяет знатоку в своей области. Нет никого сравнения, но, тем более, человек должен знать, что любящий нас Небесный Отец заботится о нас наилучшим образом и все, что происходит в нашей жизни, происходит так, как мы сами пожелали бы того, если бы нам была открыта вся картина. Об этом и сказано (Тэилим 145:16): «Открываешь руку Свою и насыщаешь всякого живущего по желанию его».

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше