Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Яаков был наказан за то, что состарился?

Темы: Наказание, Мидраш, Яаков, Фараон, Радость, Благодарность, Овадья Климовский, Долголетие

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод:

Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет.

— Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев.

Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни.

В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано:

Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон.

Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Я пока не достиг уровня знания, достаточного для того, чтобы соглашаться или не соглашаться со словами таких гигантов, как рав Хаим Шмулевич. Все, что могу предложить на данный момент, — это попытку лучше понять его слова. Он имел в виду, конечно, не просто наступление старости, которое, как Вы верно заметили, неминуемо, а проявления старости — угасший взор, выражение лица. Вся манера держаться может указывать на то, что человек, пока жив, полон энергии (это мы видим у наших мудрецов преклонного возраста: они уже с трудом передвигаются, но в глазах их — блеск юного исследователя), или — что он уже «устал от жизни». Это зависит не от физического здоровья, а лишь от настроя человека. Разумеется, говоря о праотце Яакове, мы должны понимать: дай Б-г нам хоть небольшую часть такой радости жизни (если ее нет, кстати, Всевышний не говорит с человеком, поэтому все 22 года отсутствия Йосефа Яаков не получал пророчеств) и связи с Творцом, какие были у него. Однако на его уровне от него требовалось нечто еще более высокое, что он мог достичь, но не достиг. А нам об этом сообщают в такой форме, чтобы мы могли извлечь урок для себя.

И урок прост: разумеется, роптать на жизнь — большой грех, это демонстрация существенного недостатка веры. Ведь хирургу ни один пациент не предъявлял претензий, например, за то, что тот его режет ножом, — пациент знает, что это для его же блага. Откуда он это знает, не изучив медицину? Ниоткуда, просто доверяет знатоку в своей области. Нет никого сравнения, но, тем более, человек должен знать, что любящий нас Небесный Отец заботится о нас наилучшим образом и все, что происходит в нашей жизни, происходит так, как мы сами пожелали бы того, если бы нам была открыта вся картина. Об этом и сказано (Тэилим 145:16): «Открываешь руку Свою и насыщаешь всякого живущего по желанию его».

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский