Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Йегуда: исполнение заповеди о цдаке приближает Освобождение.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Еврейский народ называется «гой»?

Темы: Гой, Значение слов в Торе, Мальбим, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Алекс!

С такими вопросами я обычно обращаюсь к трудам Мальбима, который был знатоком языка и часть своих комментариев к Писанию посвятил объяснению слов, кажущихся синонимами.

Объясняя разницу между словами гой и ам, которые оба, как правило, переводятся на русский словом «народ», он пишет следующее. Слово «гой» обозначает некую общность людей, объединенных одним из тех факторов, которые действительно способствуют образованию этнических общностей, формированию народов, — будь то общий язык, происхождение, страна проживания или договоренность считаться одним народом. Слово же «ам» означает нечто большее — народ, объединенный какой-то целью. Таким образом, может быть «гой», который еще не «ам», но не наоборот.

Теперь еще предстоит работа — понять, как именно эти значения проявляются везде, где Писание использует одно из этих слов, но эту работу каждый может проделать самостоятельно.

А благословение мы произносим потому, что удостоены быть частью народа Израиля, жизнь которого должна быть посвящена именно служению Всевышнему.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше