Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Еврейский народ называется «гой»?

11 августа, темы: Моше, Гой, Еврей, Пророчество, Авраам, Мировоззрение, Мальбим, Рав Овадья Климовский, Комментарий

Отложить Отложено

У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Алекс!

С такими вопросами я обычно обращаюсь к трудам Мальбима, который был знатоком языка и часть своих комментариев к Писанию посвятил объяснению слов, кажущихся синонимами.

Объясняя разницу между словами гой и ам, которые оба, как правило, переводятся на русский словом «народ», он пишет следующее. Слово «гой» обозначает некую общность людей, объединенных одним из тех факторов, которые действительно способствуют образованию этнических общностей, формированию народов, — будь то общий язык, происхождение, страна проживания или договоренность считаться одним народом. Слово же «ам» означает нечто большее — народ, объединенный какой-то целью. Таким образом, может быть «гой», который еще не «ам», но не наоборот.

Теперь еще предстоит работа — понять, как именно эти значения проявляются везде, где Писание использует одно из этих слов, но эту работу каждый может проделать самостоятельно.

А благословение мы произносим потому, что удостоены быть частью народа Израиля, жизнь которого должна быть посвящена именно служению Всевышнему.

С уважением, Овадья Климовский


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме

Что такое пророчество?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

Мальбим

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

Евреи — народ?

Рав Ашер Кушнир

Чем евреи отличаются от других национальностей.

О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"


Тема дня

Глава Ръэ

Тематический обзор, посвященный недельной главе Ръэ.
Моше продолжает наставлять и напутствовать еврейский народ незадолго до свой смерти. В этой главе содержится 54 четыре заповеди, многие из них связаны с проживанием в Земле Израиля. Читать дальше