Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

Кто сказал, что у нас правильный текст Торы?

Темы: Свиток Торы, Моше, Грех, Еврейская история, Письменная Тора, Овадья Климовский, Истинность Торы

Отложить Отложено

Добрый день. Как, мы евреи, изучающие Тору, можем быть уверены, что она сохранилась такой, какой была при Моше-рабейну? Тора прошла через столько веков, через столько стран и рук. Она могла попасть в руки других народов, которые могли поменять в ней события. Те же раввины могли изменить ее так, чтоб она соответствовала их видению, их понятию. Как же мы можем быть уверены, что те законы Торы, которые там написаны, исходят от самого Б-га? Тору ведь писали люди, а люди грешны, даже Моше-рабейну был грешным, что говорить о других раввинах????!!!!!! М.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая М.!

Ввиду особой важности Вашего последнего вопроса, начнем отвечать с конца. И напомним, что Тора неоднократно, фактически каждый раз, когда упоминает о том, что Моше не войдет в Землю Израиля, указывает на причину этого — Моше был наказан за промах, допущенный им в истории со скалой, из которой требовалось «добыть» воду. Комментаторы пишут обширные толкования, пытаясь понять, в чем же именно состояла его ошибка. Очевидно, это действие можно назвать ошибкой, только если оно совершено человеком высочайшего духовного уровня — Моше. Процитируем притчу наших мудрецов: «Двух женщин волокут в суд, одну — за то, что поела недозрелых плодов седьмого года (которые, из-за их святости, нельзя портить, а есть их незрелыми означает портить, поэтому ей полагается наказание, но, если можно так говорить о нарушениях Торы, это нарушение — одно из легких), а вторую — за супружескую измену (что является, понятно, одним из тяжелейших преступлений). Неудивительно, что, пока вторая помалкивает, первая кричит на всех углах: меня наказывают за плоды седьмого года! — чтобы никто не подумал, что ее проступок подобен проступку второй». Так и Всевышний указал в Торе несколько раз, что Моше провинился в истории со скалой, чтобы дать нам понять: больше этому праведнику в вину поставить нечего.

А теперь рассмотрим Ваши доводы по порядку.

1. Тора прошла через столько веков, через столько стран и рук. Именно это обстоятельство как ничто другое подтверждает аутентичность того текста, который находится у нас: копии текста, созданные в разных странах и в разные времена, абсолютно идентичны — за исключением мелких, почти «технических» различий, нигде не влияющих на смысл написанного.

2. Она могла попасть в руки других народов, которые могли поменять в ней события. Могла, и даже попадала, но мы переписывали ее всегда только со своих свитков, в свою очередь переписанных с надежных свитков, полученных от прежних поколений, и при переписывании всегда тщательно следили, чтобы ни одна буква не была изменена. В древние времена даже были мудрецы, которые знали точное количество букв во всей Торе и знали точно, какие вав и йуд (некорневые, «служебные» буквы, которые иногда пишутся в слове, иногда — нет, при этом смысл слова и даже произношение не меняется) в каких словах должны быть написаны. Поэтому надежность ее передачи беспрецедентна, особенно, если учесть, сколько независимых друг от друга (и весьма удаленных друг от друга) копий существовало всегда, как мы уже упомянули.

3. Те же раввины могли изменить ее так, чтоб она соответствовала их видению, их понятию. Естественно, могли. Вопрос, насколько оправданно подозревать их в этом, зная их праведность и честность. Посмотрите в Талмуде: ясно видно, что все ожесточенные споры ведутся только с целью выяснить истину, а не подогнать ее под то, что удобно. Лучшим доказательством, на наш взгляд, может служить неоднократный отказ мудрецов от своих законодательных выводов — когда они обнаруживали их несоответствие логике Торы. (Причем нам известна способность мудрецов объяснить что угодно так, как они пожелают, — если бы они захотели погрешить против истины). Кроме того, мы не раз встречаем описание дискуссии, в которой мудрец вдруг находит доказательство в пользу… своего оппонента и озвучивает его (выбивая тем самым почву из-под ног у самого себя)! Кроме того, если бы мудрецы, упаси Б-г, задумали менять Тору по своему вкусу, они бы убрали оттуда хотя бы самые неудобные для всех — включая их самих — законы. Но и это было бы затруднительно, так как для осуществления подобной фальсификации потребовался бы всемирный заговор (см. п. 2).

4. И напоследок заметим, что Всевышний не оставил свой народ без опеки, и если Он дал нам Тору, то предвидел, что будет достаточно праведников, которые смогут передать ее всем поколениям. Иначе несправедливо было бы требовать от нас ее исполнения.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше