Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой закон нарушил Каин? Ведь в то время не было запрета убивать?

Темы: Запреты, Заповеди, Убийство, Каин, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Какой закон нарушил Каин? Почему он считался убийцей? (Ведь не было в то время закона НЕ УБИЙ или каких-то других запретов). Исраэль

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Исраэль!

Логично предположить, что, сотворив человека, Всевышний сразу ознакомил его хотя бы с минимальным перечнем правил, по которым ему следует жить. По словам мудрецов, когда Всевышний запретил Адаму есть от Древа Познания добра и зла, Он «намекнул» в Своих словах на все семь заповедей, предписанных человечеству. Об этом сказано в трактате Сангедрин (56):

Из стиха «И повелел Господь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада ты можешь есть» мы выводим семь заповедей (здесь приводится один из способов выведения):

1. «И повелел» — заповедь судопроизводства, чтобы наказывать за нарушение последующих шести запретов, а также вершить справедливость в имущественных вопросах. Это — единственная предписывающая заповедь;

2. «Господь» — запрет хулить Имя Всевышнего;

3. «Б-г» — запрет идолопоклонства;

4. «человеку» — запрет убийства;

5. «сказав» — запрет прелюбодеяния;

6. «от всякого дерева сада» — но не от краденного, запрет воровства;

7. «ты можешь есть» — но запрещено есть часть, взятую у еще живого животного.

Так что Каин прекрасно знал, что нарушает запрет убийства. Интересно, что Мальбим (известный комментатор последних столетий) утверждает, что Каин нарушил здесь не просто Закон Б-га, но «закон природы» — есть заповеди, которые не обязательно получить от Всевышнего «прямым текстом», чтобы нести ответственность за их нарушение, потому что Он их уже отпечатал в сердце человека. Поэтому Каин сам должен был понимать, что нельзя этого делать, ведь запрет убийства — один из самых естественных запретов.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше