Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Краткая биография»

Раби Меир Лейбуш бен Йехиэль Михаль, сокращенно Мальбим, один из самых выдающихся талмудистов Европы. Родился в 1809 году на Волыни. С детства проявил выдающиеся способности в изучении Торы. Был гениальным оратором, владел всеми средствами убеждения, являлся отменным рассказчиком. На его драшот собирались почти все жители того города, в синагоге которого он давал уроки. Жизнь его была полна скитаний и преследований. Тем не менее он успел написать большое число сочинений, многие из которых и сейчас изучаются в ешивах. Широко известен его комментарий на Шульхан Арух (Орах Хаим), написанный им в 18-летнем возрасте и принесший ему имя крупнейшего ученого Торы.

В 30 лет был приглашен на пост главного раввина во Врешен, а затем в Кемпен (рядом с Познанью). С 1858 — глава общины Бухареста. По доносу местных реформистов был арестован властями. Освобожден по личной просьбе Монтефиоре. Занимал посты главных раввинов в нескольких городах Российской империи: Херсон, Могилев и др. Четыре года руководил общиной города Кенингсберг (Восточная Пруссия). Составил прекрасные комментарии на книги Танаха, которые сразу же стали печататься во многих странах. Был избран на пост раввина в Вильне, но власти не утвердили его кандидатуры. Умер в Киеве в 1879 году.

Рассказывают, что однажды он давал урок в городе, где ощущалось сильное влияние реформистов и где многие, для того чтобы войти в нееврейское общество, меняли свои имена и фамилии. Объясняя смысл брахи, данной нашим праотцем Яаковом, Мальбим остановился на фразе, сказанной в адрес сыновей Йосефа: «Будет в них названо мое имя и имя моих отцов» (Берешит 48:16). Что это значит? Йосеф был правителем Египта, он и его два сына носили платья египетских вельмож. Но когда посещали Яакова в земле Гошен, то переодевались в еврейскую одежду. И вот им объявили, что патриарх умирает. Снять свои одеяния они уже не успели. Яаков обратил внимание на их одежду и сказал, что по крайней мере еврейских имен они не утратят. Это и есть их благословение. Держитесь за имена, и они будут вашей связью с еврейством!


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.