Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Из-за работы живу далеко от жены — свобода. Но стал чувствовать, что без нее слабею духовно...

Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке

Здравствуйте! Расскажите, как с позиции Торы можно объяснить такую житейскую ситуацию. С женой мы живем относительно дружно, часто ссоримся, и я всегда думал, что пожить отдельно нам обоим пойдет на пользу. И вот пришло время, когда действительно нас с ней разделили сотни километров — она у родителей, а мне по работе нужно быть далеко от нее. Поначалу, вроде бы, чувство свободы (никто ничего не заставляет, не обязывает), чувство тишины в доме мне очень нравилось. И, в принципе, мне это и сейчас нравится. Но я стал чувствовать, что без жены, несмотря на все плюсы, я слабею духовно. Это очень сложно объяснить, но ощущение — как будто уходит внутренняя жизненная сила. Как будто сосуд, где хранилась жизненная энергия, внезапно стал меньше и энергия, которая в нем не уместилась, плавно испаряется. Скажите пожалуйста, что это за чувство, откуда оно и сказано ли о нем что-то в Торе (ведь в Торе описано ВСЕ: что есть, что было и что будет). С уважением, С.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемый С.!

Душа каждого человека — уникальное и неповторимое творение, так же индивидуальны и его переживания. Но есть и моменты, общие для всех людей. В частности, базисная необходимость создавать семью. В Письменной и Устной Торе — много высказываний о преимуществах жизни в браке, именно в духовном плане. Наверное, самое известное из них — в Бэрейшит (2:18), сразу после рассказа о сотворении человека: «И сказал Г-дь Б-г: нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подмогу, соответственную ему (эзер кэ-нэгдо)».

Первый человек — Адам — был создан совершенным, мужское и женское начало были соединены в нем и существовали в полной гармонии. Но Творец счел такое идиллическое состояние не соответствующим цели творения (это единственное место во всем рассказе о сотворении мира, где сказано «нехорошо»), и разделил человека так, что получились два существа, происходящие из одного, но совершенно разные по своим качествам.

Слово кэ-нэгдо указывает именно на это принципиальное различие между мужчиной и женщиной; его можно перевести и как «соответствующий», и как «противоположный». Наши мудрецы объясняют этот стих так: «Удостоился — подмога, не удостоился — противоположность». Т.е. если мужчина старается выполнять свое предназначение, то свойства жены, противоположные его свойствам, гармонично дополняют их и помогают ему в этой задаче. А если он ведет себя не так, как от него требуется, то эти свойства жены могут еще больше отдалить его от совершенства. Но и в том, и в другом случае супруги могут использовать эти кардинальные различия для духовного роста. У одного из мудрецов Талмуда, рабби Хии, была жена, которая нарочно делала «все наоборот» — всегда поступала наперекор желанию мужа. Но рабби Хия всегда был мягок с ней и покупал ей подарки, объясняя это тем, что благодарен ей даже за тот минимум, который она все-таки дает ему. Этот мудрец смог использовать отвратительный характер жены для работы над собственными душевными качествами, чтобы, преодолевая трудности, становиться лучше.

А что же происходит, когда людям приходится надолго расстаться или, не дай Б-г, жить в одиночестве? И об этом сказано в Талмуде: «Каждый, у кого нет жены, существует без радости, без благословения, без добра». Другие мудрецы добавили: «…без Торы, без ограды». Заметьте, речь здесь идет не о «хорошей» жене, с которой никогда не возникает конфликтов. Сказано просто: нет жены — нет всего перечисленного. Холостяцкая «свобода», о которой Вы пишете, может в первое время вызвать ощущение легкости и беззаботности, удовлетворить ностальгию. Но надо помнить, что корень этого чувства — в дурном начале человека — его нежелании ограничивать себя в чем бы то ни было и брать на себя ответственность. Стремление к такой «свободе» свойственно детям и подросткам, и его преодоление свидетельствует о достижении человеком душевной зрелости. Судя по всему, Вы достаточно зрелы и ответственны, и жизнь в семье, для которой мы все и предназначены, для Вас важнее этой сомнительной «свободы».

Иногда разлука идет супругам на пользу, помогает оживить угасшие чувства. Но это, скорее, разлука вынужденная, а не добровольная. Если положение, в котором вы находитесь сейчас, поможет вам восстановить мир, значит, оно достигнет своей цели. Надо всегда помнить о настоящей цели брака — стать одним целым, достичь состояния первого человека до разделения. Для этого каждому из супругов надо постоянно преодолевать свой эгоизм и стараться больше делать для другого, не ожидая «платы» или благодарности.

Желаю удачи и крепкого семейного мира!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ