Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8

Почему слово «Создатель» употреблено в форме множественного числа?

Темы: Значение слов в Торе, Рав Овадия Климовский, Коэлет, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом! В отрывке Коэлет 12, 1 Всевышний упомянут во множественном числе в слове «Создатель», то есть буквально «Создатели». Но Тора учит, что Создатель один, как это объяснить? Спасибо. Р.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Р.!

Спасибо за интересный вопрос. Сразу оговоримся, что одно из самых употребительных Имен Всевышнего имеет форму множественного числа — Элоким. Таким образом в Святом языке подчеркивается значимость того, о ком говорят. Подобные формы встречаются в Торе, например, когда речь идет о «хозяевах» — владельце скотины или вещи — там, где рассматриваются имущественные отношения.

Однако здесь, как будто, во множественном числе оказалось слово «Творец», которое обычно не употребляется в такой форме. Поэтому нам остается предположение — здесь нет множественности, а, скорее всего, царь Шломо таким образом передал потомкам некий намек на то, что в этих словах — «помни Творца» — заключено нечто большее, чем то, что сказано открытым текстом.

В Иерусалимском Талмуде (Сота 2:2), действительно, приводится интересное объяснение такому словоупотреблению, и, хотя авторы Талмуда не отметили, что выводят свое объяснение из наличия лишней буквы йуд, это представляется весьма вероятным. Тем более, что так считает и автор знаменитой книги Тора Тмима, комментирующей трактовки Писания, встречающиеся в Талмуде и Мидраше. Он пишет, что слово Борэха («твой Создатель») намекает на сказанное в трактате Авот (3:1): «Помни, откуда ты пришел, куда уйдешь и перед Кем будешь держать ответ, и никогда не согрешишь», расшифровывая сказанное там так: пришел из беэрха — из «твоего источника», уйдешь в борха — в «яму твою», то есть в могилу, и отвечать будешь перед Борэха — перед твоим Творцом. Толкование, очевидно, строится на том, что все три слова пишутся и звучат почти одинаково.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Мухаммед упомянут в Торе?

Рав Натан Агрес

Коэлет

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений.

Как совместить семью и самосовершенствование?

Рав Овадья Климовский

Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы