Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость

Кого выгнал Эзра, только жен или детей?

Темы: Эзра, Гиюр, Неевреи, Смешанный брак, Рав Овадья Климовский, Определение еврейства по матери, Вавилонское изгнание

Отложить Отложено

Я спрашивала об установлении еврейства по матери. Мудрецы выводят это из Дварим, Ваэтханан, псуким (стихи) 3, 4. В книге Эзры написано, что пророк велел выгнать чужеземных жен с детьми, которых они родили, поскольку они не являлись евреями (глава 10, пасук 3). Но в пасуке 11 о детях уже не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что жен-то выгнали, а детей нет. Тогда получается, что дети евреи, раз их не выгнали. И в 19 пасуке написано, что обязались они выдворить жен своих. О детях опять не сказано ни слова. Получается, что дети, рожденные гойками от евреев, евреи?

Ася

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Ася!

Попробуем применить логику: есть два варианта — или дети, рожденные от этих жен, являются евреями, или нет. (Как мы уже упоминали, для нас это не вопрос, так как Традиция донесла до нас закон, гласящий, что они НЕ являются евреями). Если мы решим на основании Вашего уточняющего прочтения текста Эзры, что они — евреи, то у нас возникнет проблема: как объяснить все остальные источники, уже разобранные нами, из которых явствует обратное? С другой стороны, если мы пойдем за уже принятым мнением, что эти дети евреями не являются, нам останется только объяснить, почему в указанных Вами стихах не упомянуты дети. Следует признать, что второй вариант гораздо проще.

Во-первых, самым простым объяснением может быть то, что Танах «экономит» слова, в которых нет необходимости. Если было сказано, что следует отослать жен с детьми, и в дальнейшем не видно, чтобы Эзра обвинил евреев в том, что они не выполнили уговор, следовательно, именно так они и поступили.

Во-вторых, можно заметить, что нарушением Закона было именно содержание дома идолопоклонниц, а не их детей. Если ребенок-нееврей проживает в одном доме с евреем, последний ничего не нарушает. Поэтому можно просто сказать, что в дальнейшем повторялось только главное из того, о чем договорились Эзра и еврейский народ, — отослать запрещенных им женщин. Кроме того, часть детей могли и оставить, если они захотят принять еврейство. В таком случае в договоре о них речь не идет (в комментариях Ибн-Эзры есть намек на такую возможность).

В любом случае, Раши однозначно утверждает, что отосланы были все, кто этому подлежал.

В заключение упомянем комментарий Мальбима, который известен своими глубокими познаниями, в частности, в тонкостях грамматики Святого Языка. Многие его объяснения базируются именно на этом. На стих 44, где подытоживается список тех, кто был женат на чужеземках, он пишет: не случайно употреблено странное выражение «и положили детей» вместо обычного «и родили». Такое словоупотребление должно подчеркнуть, что ребенок нееврейки также не является евреем.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Так и стал Абраша для Татьяны находкой, а для еврейского народа — потерей…

Материалы по теме


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше