Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?

Темы: Танах, Машиах, Пророчество, Значение слов в Торе, Хизкияу, Рав Овадья Климовский, Имя Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.?

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Большинство комментаторов, объясняя указанный стих, трактуют его так: Б-г, Которого также называют Пеле Йоэц (чудесный советник) Э-йль (Б-г) Гибор (Могучий) Авиад (Отец навеки, или Отец Вечности), назвал будущего «потенциального» Машиаха Сар-Шалом, предрекая таким образом, что во время его царствования будет мир. Это объяснение базируется на словах мудрецов, которые в нескольких местах Танаха объяснили подобные стихи так же.

Однако в трактате Сангедрин (84а) сказано, что речь в пророчестве идет о еще не рожденном сыне царя Ахаза, который стал одним из самых знаменитых иудейских царей — праведным Хизкияу. Понятно, что здесь не имеются в виду имена, которые он получил, ведь его настоящее имя — Хизкияу. Скорее, речь идет о тех качествах, которыми Всевышний наделил его — мудрость, сила и другие (так Танах говорит в нескольких местах о великих людях, называя их многими именами, которые призваны подчеркнуть их уникальные качества). Сила обозначена выражением эйль гибор. Здесь слово эйль означает «могущественный», так названы были люди, угнанные в вавилонский плен вместе с царем Йеояхином (Млахим II 24:15).

По мнению некоторых комментаторов, слова Пэле йоэц Эль гибор авиад, указывающие на невероятную силу и способность дать совет, относятся к Б-гу, Который предсказал рождение сына у Ахаза и назвал его Сар Шалом — «князь мира». Это предвещало, что в дни Хизкияу в Израиле будет мир — как внешний, так и внутренний, когда все люди стремятся к совершенству. По мнению других комментаторов, все названия указывают на качества, которыми будет обладать мудрый царь. Известно, что во времена Хизкияу даже малые дети знали Тору на высочайшем уровне.

Оба эти объяснения используются вместе, когда мудрецы комментируют подобный стих из Торы (Берейшит 33:20): «И поставил (Яаков) там жертвенник, и назвал его: Э-йль — Б-г Исраэля!» Такой перевод отражает поверхностный смысл стиха, а в трактате Мегила (18а) стих объясняется так: «и назвал Яакова могущественным. Кто назвал? — Б-г Израиля». Там тоже употреблено слово эйль по отношению к человеку.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.