Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?

Темы: Танах, Машиах, Пророчество, Значение слов в Торе, Хизкияу, Рав Овадья Климовский, Имя Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.?

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Большинство комментаторов, объясняя указанный стих, трактуют его так: Б-г, Которого также называют Пеле Йоэц (чудесный советник) Э-йль (Б-г) Гибор (Могучий) Авиад (Отец навеки, или Отец Вечности), назвал будущего «потенциального» Машиаха Сар-Шалом, предрекая таким образом, что во время его царствования будет мир. Это объяснение базируется на словах мудрецов, которые в нескольких местах Танаха объяснили подобные стихи так же.

Однако в трактате Сангедрин (84а) сказано, что речь в пророчестве идет о еще не рожденном сыне царя Ахаза, который стал одним из самых знаменитых иудейских царей — праведным Хизкияу. Понятно, что здесь не имеются в виду имена, которые он получил, ведь его настоящее имя — Хизкияу. Скорее, речь идет о тех качествах, которыми Всевышний наделил его — мудрость, сила и другие (так Танах говорит в нескольких местах о великих людях, называя их многими именами, которые призваны подчеркнуть их уникальные качества). Сила обозначена выражением эйль гибор. Здесь слово эйль означает «могущественный», так названы были люди, угнанные в вавилонский плен вместе с царем Йеояхином (Млахим II 24:15).

По мнению некоторых комментаторов, слова Пэле йоэц Эль гибор авиад, указывающие на невероятную силу и способность дать совет, относятся к Б-гу, Который предсказал рождение сына у Ахаза и назвал его Сар Шалом — «князь мира». Это предвещало, что в дни Хизкияу в Израиле будет мир — как внешний, так и внутренний, когда все люди стремятся к совершенству. По мнению других комментаторов, все названия указывают на качества, которыми будет обладать мудрый царь. Известно, что во времена Хизкияу даже малые дети знали Тору на высочайшем уровне.

Оба эти объяснения используются вместе, когда мудрецы комментируют подобный стих из Торы (Берейшит 33:20): «И поставил (Яаков) там жертвенник, и назвал его: Э-йль — Б-г Исраэля!» Такой перевод отражает поверхностный смысл стиха, а в трактате Мегила (18а) стих объясняется так: «и назвал Яакова могущественным. Кто назвал? — Б-г Израиля». Там тоже употреблено слово эйль по отношению к человеку.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Бассейн Хизкияу в Иерусалиме

Неизвестный автор

На фотографии бассейн Хизкияу в Иерусалиме.

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше