Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?

Темы: Пророчество, Талмуд, Сара, Эстер, Раби Акива, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый А.!

Вы имеете в виду историю, которая приводится в Мидраш Рабба (Ноах 3), о том, как раби Акива во время урока заметил, что ученики задремали. Тогда, чтобы разбудить их, он задал вопрос: почему Эстер удостоилась стать царицей над 127 странами? И объяснил: «Так сказал Всевышний: Эстер — дочь Сары, прожившей 127 лет, пусть царствует над 127 странами». Очевидно, ответ должен был разбудить тех учеников, которых не разбудил вопрос. Потому что у праматери Сары было много потомков-женщин и ни до, ни после Эстер ни одна из них не удостоилась подобного. Напрашивается вывод о некоем особом подобии между Сарой и Эстер. (Возможно, так и следует понимать слово «дочь» — по аналогии со словом «сын», которое часто означает не «отпрыск», а «воплощение определенных качеств». Например, очень дурного человека называют «нечестивец, сын нечестивца», даже если его отец — праведник).

Однако и праведных дочерей Израиля хватало в истории. И даже, если вспомним, что Эстер была пророчицей, подобно Саре, все же было еще пять женщин-пророчиц, которые не стали царицами. Что же особенного в Эстер?

Есть несколько моментов.

Автор комментария «Тора Тмима» пишет: сходство в том, что и Сара, и Эстер были наделены властью: Эстер стала царицей по известным причинам (как мы знаем, таков был план Всевышнего для спасения еврейского народа от уничтожения, готовившегося Аманом). Сара вначале звалась Сарай. Назвав ее «Сара», Всевышний наделил ее способностью власти над народами — срара. Раби Акива увидел намек на это сходство в числе 127. Это, однако, не вполне объясняет, чем Сара и Эстер были подобны по сути.

Прежде всего «бросается в глаза», что Сара была первой пророчицей в народе Израиля, а Эстер стала последней — вскоре после событий, о которых рассказано в Свитке Эстер, пророчество исчезло из этого мира. Кроме того, что они обе были пророчицами, они входят в четверку самых красивых женщин мира, названную Талмудом (Мегила 15а, по одному из мнений).

Также мудрецы Мидраша подмечают: Сара своими молитвами помогла многим женщинам забеременеть (кроме того, когда она родила, по преданию, не только многие женщины забеременели, но и многие больные исцелились); а благодаря заслугам Эстер многие провинции империи Ахашвероша получили щедрые дары и экономические свободы от царя. Ахашверош таким образом рассчитывал узнать, к какому народу принадлежит Эстер, ожидая, что она попросит проявить особую милость к какому-то конкретному государству.

Есть и более очевидное сходство между историями жизни обеих праведниц — и Сару, и Эстер насильно забирают в царский дворец. И если Саре удается спастись в обоих случаях, Эстер приходится долго жить во дворце с нечестивым царем. Обеим приходится преодолевать внешнее влияние, и обе с честью выходят из этого испытания. Причем, если Саре нужно было оберегать себя от физического посягательства, то Эстер пришлось противостоять духовному влиянию дурного окружения, в котором она была вынуждена жить годами. Основываясь на том, что пишет рав Йеуда Брум в своем ответе, можно отметить еще одну интересную параллель: одним из следствий пленения Сары стало обретение ее мужем, Авраамом, исключительного богатства, а в результате пленения Эстер Мордехай получил великие почести — то есть, прежде всего, нечто духовного плана, хотя и материальное благополучие, как видно из текста Мегилы, не обошло его стороной.

Напоследок заметим, что Альших в своем глубоком комментарии к Свитку Эстер пишет, в частности, о числе 127: тот факт, что число стран, над которыми царствовала Эстер, совпадает с числом лет, прожитых Сарой, «намекает», что Эстер была такой же праведницей, как Сара, хотя с ней и не произошло чуда, которое спасло бы от нежелательного сожительства. Ее пребывание во дворце было необходимым для спасения народа Израиля.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше