Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?

Темы: Разведчики, Пятикнижие, Моше, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Рассмотрим для начала упомянутые Вами отрывки.

Из книги Бемидбар (13:2-3): «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кенаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Г-сподню; все мужи те главы сынов Израилевых они».

И из книги Дварим (1:20-24): «И сказал я вам: дошли вы до горы Эморийца, которую Г-сподь, Б-г наш, дает нам. Смотри, дал тебе Г-сподь, Б-г твой, землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Г-сподь, Б-г отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”. И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена. И они отправились и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и разведали ее».

На первый взгляд, отрывки противоречат друг другу — непонятно: разведчики были посланы Моше по слову Всевышнего или по желанию народа?

Однако Вы совершенно правы, никаких противоречий нет. Зачастую Тора, упоминая дважды об одном и том же событии, меняет некоторые детали — чтобы при максимальной «экономии» слов сообщить дополнительную информацию. Иногда по некоторым причинам эта информация содержится в Торе только в виде вот таких намеков. Поэтому внимательный анализ двух отрывков полностью проясняет то, что Тора хотела донести до нас.

Устное предание сообщает, что на самом деле послать разведчиков предложил народ, а Моше согласился, рассудив, что подобно продавцу, который не уклоняется от демонстрации своего товара и этим вызывает доверие (в результате покупатель отказывается от проверки, так как готовность продавца говорит ему о многом), он как посланник Б-га должен проявить готовность проверить, как обстоят дела в обещанной Всевышним земле. Тогда, рассчитывал Моше, народ, возможно, не будет настаивать на отправке разведчиков, видя, что от него ничего не пытаются скрыть. Всевышний же после этого, разрешая Моше послать разведчиков, говорит: «Пошли, как ты хотел…» И это — не приказ, а позволение.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

О семи преступлениях разведчиков-«мераглим»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых послал Моше, многократно нарушили его указания. Вместо того, чтобы отчитаться перед лидерами еврейского народа, они огласили свои впечатления публично.

Что именно было даровано Моисею на горе Синай?

Рав Натан Агрес

А что дописано мудрецами?


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше