Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?

Темы: Разведчики, Пятикнижие, Моше, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Рассмотрим для начала упомянутые Вами отрывки.

Из книги Бемидбар (13:2-3): «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кенаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Г-сподню; все мужи те главы сынов Израилевых они».

И из книги Дварим (1:20-24): «И сказал я вам: дошли вы до горы Эморийца, которую Г-сподь, Б-г наш, дает нам. Смотри, дал тебе Г-сподь, Б-г твой, землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Г-сподь, Б-г отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”. И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена. И они отправились и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и разведали ее».

На первый взгляд, отрывки противоречат друг другу — непонятно: разведчики были посланы Моше по слову Всевышнего или по желанию народа?

Однако Вы совершенно правы, никаких противоречий нет. Зачастую Тора, упоминая дважды об одном и том же событии, меняет некоторые детали — чтобы при максимальной «экономии» слов сообщить дополнительную информацию. Иногда по некоторым причинам эта информация содержится в Торе только в виде вот таких намеков. Поэтому внимательный анализ двух отрывков полностью проясняет то, что Тора хотела донести до нас.

Устное предание сообщает, что на самом деле послать разведчиков предложил народ, а Моше согласился, рассудив, что подобно продавцу, который не уклоняется от демонстрации своего товара и этим вызывает доверие (в результате покупатель отказывается от проверки, так как готовность продавца говорит ему о многом), он как посланник Б-га должен проявить готовность проверить, как обстоят дела в обещанной Всевышним земле. Тогда, рассчитывал Моше, народ, возможно, не будет настаивать на отправке разведчиков, видя, что от него ничего не пытаются скрыть. Всевышний же после этого, разрешая Моше послать разведчиков, говорит: «Пошли, как ты хотел…» И это — не приказ, а позволение.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше