Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У того, кто заставляет побледнеть от стыда другого прилюдно, нет доли в будущем мире»Пиркей Авот 3, 15

Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...

Темы: Сотворение человека, Сотворение мира, Свобода выбора, Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Биньямин!

Спасибо Вам за Ваш глубокий и интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него исчерпывающим образом, возможно, следовало бы написать целую книгу. Но мы попробуем рассмотреть несколько самых доступных нашему пониманию аспектов.

Прежде, однако, заметим, что о Самом Всевышнем мы, люди, не можем сказать ничего. У нас нет инструментов для того, чтобы понять и определить Его. Все, о чем мы можем говорить, это Его проявления в этом мире и Его воздействие на этот мир. Поэтому, наверное, заявить, что Б-г — это дух, так же невозможно, как и приписать ему наличие какого-либо тела, или утверждать еще что-либо подобное. Возможно, Вы имели в виду, что Всевышний не ограничен никакими «рамками», в том числе и телесными. Это верно.

Теперь о Вашем вопросе.

1. Каждое создание является отражением определенной силы — из тех, что проявил Всевышний, творя мир, результатом ее воздействия. Человек несет в себе прообразы всех сил, которые были задействованы при Творении мира. Поэтому в духовном аспекте он считается соответствующим всему творению и имеет власть над ним — подобно Творцу.

2. Вероятно, благодаря этому возможно и то, о чем пишет рав Хаим из Воложина в книге Нефеш а-Хаим: человек единственный из всех творений имеет возможность влиять на мироздание, включая духовные миры. И результат его воздействия на них отражается и в физическом мире. В этом и заключается, по словам автора, подобие человека Всевышнему — в том, что, в отличие от всего растительного и животного мира, функционирующего в соответствии с заложенной в него схемой, человек обладает свободой выбора, и результаты его независимого выбора влияют на все миры. Совершив добрый поступок, человек добавляет в мир святость, больше доброго воздействия опускается в материальный мир из мира духовного и т.д. В обратном случае, не дай Б-г, имеет место обратный эффект.

3. Завершим словами Хафец Хаима, которые приводятся в книге р. Зелига Плискина «Люби ближнего»:

«По образу Б-га» — означает способность человека уподобляться Творцу, Который оказывает милость людям. Всякий, кто совершает добрый поступок, по-новому отражает Его деяния. А кто думает: «С какой стати я должен помогать другим?» — отчуждает себя от Б-га.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше