Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небольшой орган есть у человека, и у того, кто его насыщает, — он голоден, а у того, кто держит его впроголодь, — он сыт»В. Талмуд, Сукка 52б

Почему пророк Элиша проклял отроков?

Темы: Элиша, Наказание, Танах, Пророки, Проклятие, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Почему пророк Элиша проклял отроков? То, что вышли медведицы и убили отроков, — это ведь следствие проклятия? Неужели это только из-за того, что отроки дразнили пророка плешивым? Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Н.!

Прежде всего напомним себе и остальным читателям, о чем идет речь. В книге Мелахим II (2:23-24) со свойственной Писанию лаконичностью сообщается следующее: «И поднялся он [пророк Элиша] оттуда в Бэйт-Эйл. И когда поднимался он по дороге, отроки малые вышли из города и насмехались над ним, и говорили ему: поднимись, лысый! поднимись, лысый! Он обернулся, и увидел их, и проклял их именем Г-сподним. Вышли из лесу две медведицы, и растерзали из них сорока двух мальчиков».

Теперь к Вашему вопросу, который свидетельствует о том, что Вы понимаете: эта история не так проста, как выглядит. Если мы слышим, что праведник совершил неблаговидный поступок (а в данном случае это было бы еще мягко сказано), то перед нами три возможности: 1) усомниться в правдивости рассказа; 2) объяснить его поступок так, чтобы он не был неблаговидным; 3) перестать считать его праведником. Вместо последнего можно предположить, что он оступился один раз, но уже раскаялся. Тем не менее, если проступок слишком тяжел, то трудно предположить, что большой праведник способен на такое даже одноразово. Первый пункт в нашей истории невозможен, равно как и последний — Писание свидетельствует не только о пророчествах Элиши (что, в принципе достаточно, поскольку пророком не может стать неправедный человек, за исключением отдельных случаев, когда Творец обращается к злодеям напрямую с целью остановить их), но и о чудесах, которые творил Всевышний по его просьбе, что уже никак не согласуется с образом человека, способного из-за обиды убить детей. Поэтому нам остается второй вариант, для чего обратимся к Устной Торе.

Наши мудрецы говорят, что выражение наарим ктаним (малые отроки), использованное по отношению к людям, дразнившим пророка, указывает в данном случае прежде всего не на их возраст, а на то, что они были неурим — сбросившие с себя ярмо заповедей (сбросить — ленаэр), и ктаним — маловерами. Поэтому они стали позорить публично пророка Всевышнего, тяжесть этого проступка нет нужды разъяснять. Комментаторы приводят два основных объяснения их словам: либо они просто дразнили Элишу плешью на голове, либо были недовольны тем, что он сделал воду в их округе пригодной для питья (там же, стих 22; прежде вода была непригодной для питья и те, кто не мог купить себе воду из другой местности, болели и умирали). Этим он лишил парней заработка (это и есть «плешь»), — они приносили издалека питьевую воду и продавали. На самом деле неважно, по какой причине они стали дразнить пророка, их вина не уменьшается и не увеличивается от этого, но они подвергли себя опасности.

Элиша же «посмотрел», как сказано, и увидел, что ничего хорошего из этих людей уже не выйдет, и проклял их, как они того и заслуживали. Ибо они задели не только его честь (что, безусловно, никак не должно быть поводом для проклятия, и разумеется, не было им), но и честь Всевышнего.

При всем этом, говорят мудрецы, с него «спросили» и за это — пророк болел три раза в жизни, и одна из этих болезней была наказанием за это проклятие. Так как с праведников Творец взыскивает значительно строже, чем с обычных людей. Очевидно, было решено, что Элиша наказал этих юношей слишком сурово. Однако не настолько «слишком», как может показаться при «простом чтении», — иначе сам пророк был бы наказан строже.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Пророчество

Рав Эйтан Лембергский

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

О случаях пророчества

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

из книги «Дерех Ашем»


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше