Почему Всевышний решил сохранить допотопных животных?27 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Когда Всевышний решил, что «конец всякой плоти настал» (Брейшит 6 Ноах 13), – почему Он поручил Ноаху сохранить всякой плоти по два из всех, а не захотел воссоздать их после потопа? Валерий Спасибо за ответ . Читать дальше |
|
Из какого дерева был построен ковчег Ноя?27 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Известно, что Вс-вышний повелел Ною соорудить теват Ноах — Ковчег (эта история описывается в гл. 6 Бытие). В повелении было использовать дерево гофер. Что это было за дерево? И почему именно это дерево? Также известно, что Б-г сам определил размер будущего тевата (ковчега) — длина ковчега 300 локтей; ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. Почему именно такие параметры? И что означают эти цифры? Сколько это будет в переводе на метры? Затем Ной с животными и сыновьями зашел в теват, и Б-г сам запечатал вход в него. И только через 7 дней пролил дождь. А почему не сразу? И что они делали там 7 дней взаперти? Также известно, что после 40-дневного (и 40-ночного) наводнения вода была ещё 150 дней. Что означают эти числа? Ещё известно, что остановился ковчег на горах Араратских. Что это за горы? И что стало дальше с Ковчегом? И возможно ли, что до сих пор где-то лежит остов ковчега? Ведь известны случаи, когда летчики, пролетая над Араратом, видели нечто, похожее на останки огромного корабля, также это подтверждали горные экспедиции… Также неизвестно, когда именно Ной приступил к постройке Ковчега? Во сколько лет, или в каком году? Читать дальше |
|
Ноах ослушался Всевышнего?26 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня 2 вопроса после прочтения главы «Ноах». — Ноах после потопа открывает окно, «которое сделал». Ведь Ноаху не было сказано делать окно, что это за окно? — Как-то быстро голубь нашел лист, ведь чтобы дереву вырасти (особо оливе) нужны года. Значит, потоп уничтожил только животный мир, а деревья сохранились? Читать дальше |
|
Кто такие дочери человеческие?25 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бырейшит 6, 4: Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые. Вопрос: 1. Кто такие сыны великих? 2. Кто такие дочери человеческие? 3. Если все исполины погибли в водах потопа, то откуда взялись сыны Анаковы? (Бымидбар 13,33: Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах.) Иннокентий, Красноярск Читать дальше |
|
Что имеется в виду под «новым союзом»?25 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. Можете объяснить, что имеется в виду под новым союзом и что Ашем простит грехи и не вспомнит? Ведь Тора неизменна, а Ашем и Тора едины. Спасибо. С уважением, Андрей.(30) Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз, (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Г-сподь; (32) А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: — сказал Г-сподь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом. (33) И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: «познайте Г-спода», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Г-сподь, — потому что прощу Я вину их я не буду больше помнить греха их. Читать дальше |
|
Когда родились Каин и Эвель?24 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда у Адама и Хавы родились Каин и Хевель, до изгнания из Ган Эден или после? Ошер Читать дальше |
|
О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?10 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В Аазину (6) есть большая буква hей, дайте, пожалуйста, какие-нибудь комментарии. Читать дальше |
|
Лжепророк был похоронен в двух могилах?3 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Не могу понять, — если пророк Миха, старый пророк, был похоронен в могиле пророка Идо, как и завещал (могила с миртом и колючками), то как он мог потом еще и в могилу пророка Элиши попасть для оживления? Азриэль Читать дальше |
|
Кто мы, и кто он?20 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Хаверим! Почему Христиане говорят, что в 53 главе Йешайа пророк говорит о Мошиахе, Иудеи говорят, что там речь идёт о народе Израиля? Как я понимаю, если речь идёт о народе, то там говорится о двух народах. Кто эти народы? О каких народах говорит Пророк? Кто эти «мы ни во что ставили его… за грехи наши он был наказуем»? Кто мы, и кто он? Читать дальше |
|
Всевышний Сам хотел, чтобы эти народы воевали против Израиля?16 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, Рав. 1.Йегошуа (10:13) Что такое Сейфер Айешар? 2.Йегошуа (11:20) Получается, что Господь Сам хотел чтобы они воевали против Израиля? Они что, не могли даже сдаться? Или если бы они даже сдались, их все равно надо было истреблять? С уважением, М. Читать дальше |
|
Чем питался Авель?15 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чем питался Авель? И зачем он занимался скотоводством, если мясо разрешено было есть только во времена Ноя? А. Читать дальше |
|
Машиах не является Б-гом или Сыном Б-га?14 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Слышал, что Машиах не является Богом или Сыном Бога. Скажите, как понять текст Йешайа 9:5, ведь составляющая имени «Эйль» в других местах переводится как «Бог». Читать дальше |
|
Машиах придёт во времена тех царей, о которых сказано в книге Даниэля?13 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Возник вопрос по поводу стиха из книги Даниэля (2:44): «и ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ установит Б-г небесный такое царство, которое никогда не разрушится, и власти другому народу не передаст…». Но ведь мы ждём воцарения Машиаха ПОСЛЕ этих царей (после Вавилона, Персии, Греции и Рима). А тут говорится, что «ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ», не «ПОСЛЕ». Если это метафора и имеется в виду царство Торы — изучение Торы, то ведь её изучали и до упомянутых выше царей. Кроме того, слышал, что слово «Машиах» (мэм-шин-йуд-хэт) состоит из тех же букв, что и слово «пятый» — «хамиши» (хэт-мэм-йуд-шин-йуд). И это намёк на пятое царство. Но как это связать с фразой «и ВО ДНИ ТЕХ ЦАРЕЙ»? Заранее благодарен. Ори (Юра) Читать дальше |
|
Почему за грех сыновей первосвященника Эли погибло 30 000 евреев?7 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! В первой книге пророка Шмуэля 4:1—22 описывается гибель 30 000 евреев и пленение Ковчега за грех двух сыновей первосвященника Эли. Какое отношение имели погибшие евреи к грехам этих двух людей? Даниэль Читать дальше |
|
О чём же на самом деле пророчествует Миха?24 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом алейхем! Известный отрывок из книги пророка Михея 5:1—4 христиане комментируют как пророчества о рождении в городе Давида Вифлиеме «мессии» Иисуса Христа. Но мне важно знать, о чём же там на самом деле пророчествует Михей а-нави? Читать дальше |
|
Как вы относитесь к факту существования шумерской цивилизации?21 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый ребе, Как Вы относитесь к доказанному историками и археологами факту существования шумерской цивилизации? Кем были предки Авраама, если он был первым евреем? Где находился Ур Халдейский? Чья была инициатива оставить Ур и идти в Ханаан? Араама или его отца? Какая была причина ухода из Ура? Сколько времени занял переход из Ура в Ханаан? Сколько человек вышло вместе с Авраамом? С уважением, Игорь Читать дальше |
|
Почему Творец говорит о Себе во множественном числе?14 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня вопрос, почему в главе Брейшит Творец говорит о себе во множественном лице: «Создадим человека по образу НАШЕМУ, по подобию НАШЕМУ…» «Вот, человек стал как один из НАС в познании добра и зла. Теперь может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно». Спасибо, жду. Читать дальше |
|
Ведь Эдом и Моав не дали евреям пройти!13 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Изучаю Тору, недельный раздел, и возник вопрос. В Дварим гл.2, ст. 29 Тора говорит про момент прохода земли Сихона — «как мне сделали сыны Эсава….Моав». Но ведь сыны Эсава, Моав не дали пройти. Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды, но про это сказано в 28 стихе и каашер относится именно к проходу по земле. Но тогда как же Моше говорит: «как сделали мне Эдом и Моав» — ведь они не дали пройти! Не оставьте без ответа. Спасибо. Читать дальше |
|
Филистимлянам можно, а евреям нельзя?13 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Овадья Климовский. Пишет Вам дочь Юрия. Вся наша семья очень внимательно читает Ваши ответы, и имеем большое желание посетить Святую землю. У меня возник вопрос относительно ковчега Завета, в котором хранились каменные скрижали. Все мы знаем, что это святое для иудеев. Возникает вопрос: почему Б-г разрешил взять ковчег Завета и принести его в землю филистимскую, и при этом люди прикасались к святыне и остались живы? (1 Самуила, 5 глава, 1—2 стихи). Или Б-г предусмотрел наказание за это в виде болезни на народ? В 2 Самуила, 6 глава, 6—7 стихи говорится о том, как Г-сподь наказал человека за прикосновение к ковчегу смертью. Почему язычники остались живы, а человек из народа Б-жьего умер? С уважением, Юлианна Читать дальше |
|
К кому обращался Авраам?3 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день!! Берешит 18:3—5: «И сказал: владыка! Если я обрел благоволение пред очами твоими, не пройди мимо раба твоего; а принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом; а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь». Не могу понять, почему здесь меняется множественное и единственное числа? Читать дальше |
|
Сначала Арарат, а потом Джомолунгма?29 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день!! Берешит 8:1—5: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор». Получается: на семнадцатый день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на вершине горы Арарат, высота которой 5156 метров. А горы более высокие, чем Арарат, как, например, 14 вершин в Гималаях, имеющие высоты более 8000 метров, и другие вершины (в Южной Америке, Африке) показались в первый день десятого месяца, то есть шесть недель спустя. Как это могло получиться? Д. Читать дальше |
|
Как Б-г может родить?28 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Меня зовут Аня. Мой вопрос по Псалму 2, стихи 7 и 12. О каком Сыне идет речь? В синодальном переводе написано так: Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. В украинском переводе написано так: Я хочу известить постановление: Промолвил ко Мне Господь: Ты Мой Сын, Я сегодня Тебя родил. Я вижу разницу между этими переводами, в украинском переводе названия городов Бэйт-Лэхэм и Бэт-Эль, а в русском переводе Вифлеем и Вифиль. Так какому переводу доверять? И как Бог может родить? P.S. Я не знаю, почему названия городов подчеркнуты красным цветом. Спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением?20 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением, как сказано в конце первой книги пророка Шмуэля? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Где находится гора Синай?19 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Недавно я отдыхал в Египте (в Израиле для меня дороговато, а так ближе к Святой земле). Всем туристам предлагают совершить восхождение на гору Синай. Я там не был по двум причинам. 1.Я не слышал, чтобы евреи приезжали на это место. 2. По мнению некоторых историков, гора Синай находится в Иордании. Вопрос. Где, по Вашему мнению, находится гора Синай? Нужно ли искать это место? Можно ли ее искать? Ведь в Торе написано, что это место святое. Какое Ваше мнение по этому вопросу? Благословений Вам и вашей семье. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Почему Аарон и Мирьям не вошли в Землю Израиля?7 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! А почему Арон и Мирьям не вошли в Израиль? За что они были наказаны? А. Читать дальше |
|
Почему Йосеф решил сохранить именно пятую часть урожая?3 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. В нескольких вариантах перевода книги Бэрешит на русский и английский языки мне встречалось упоминание о том, что, истолковав сон Фараона, Йосиф советует ему сохранить пятую часть урожаев семи сытых лет (химмеш эт эрэц мицрайм). Если действительно речь идёт о пропорции, то почему именно 1/5? Ведь Йосиф мог установить как меньшую долю (с учётом того, что заготовлено было с излишком, который продавался иностранцам), так и бОльшую долю (если даже одной пятой урожая было достаточно на целый год). При этом не могу не заметить, что на вашем сайте приводится и другой перевод: «34. Да содеет Паро, и назначит он распорядителей над землею, и СНАБДИТ он землю Мицраима за семь лет сытости». Этот вариант вызывает другой вопрос: В следующем предложении говорится: «И соберут ВСЁ съестное этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою Паро — съестное в городах — и хранят». Что же в таком случае оставлялось для пропитания в сами эти годы? Спасибо, Борис Читать дальше |
|
Если мы раскаялись, Б-г не помнит наших грехов?30 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Извините, что задаю другой вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Просто с большим интересом мы всей семьей читаем Ваши ответы. Большое спасибо, что Вы находите время на ответы. Пусть Б-г благословит Ваши труды для Его славы. В Библии много раз упоминается, что Б-г прощает нам наши грехи и не вспоминает о них (Иезекииля 18; 22—24). Но в книге Рамхаля «Даат Твунот» есть такие слова: «И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот — если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его». На первый взгляд это высказывание противоречит Библии. Но, с другой стороны, когда Давид согрешил с Вирсавией, а потом раскаялся, Б-г простил его, но наказание он понес — умер его сын. Помогите разобраться в этом вопросе. И еще. Стоит ли книги Рахмаля понимать буквально, или стоит понять главную мысль? С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Почему Еуда приговорил Тамар к смерти на костре?29 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Йеуда намеревался сжечь Тамар за разврат. Но по закону такому наказанию подвергалась девушка из семьи коаним. Таки Тамар была из семьи коаним? Александр Читать дальше |
|
Кому Б-г должен был отдать взамен людей — народы?27 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Вопрос по поводу пророка Йешайа, глава 43:3: «Ибо Я — Господь Б-т твой, Святой Йисраэля, Избавитель твой; в выкуп за тебя ОТДАЛ Мицраим; Куш и Севу — взамен тебя. Из-за того, что дорог ты в очах Моих, почтён был и Я возлюбил тебя, ОТДАМ людей за тебя и народы — за душу твою». Вопрос: КОМУ Б-г ДОЛЖЕН БЫЛ отдать взамен людей — народы?!? Йоэль Читать дальше |
|
Что значит «от лица Твоего буду скрыт»?20 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. «Вот Ты изгнал меня сегодня с лица земли, и от лица Твоего сокрыт буду». Это слова Каина, когда Всевышний его куда-то выгоняет. Что это всё значит? Что значит с лица земли? И что значит от лица Твоего буду скрыт? Александр Читать дальше |
|
Были ли служители Всевышнего до Левитов?16 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Дорогой Раввин, у меня вопрос: были ли служители Всевышнего до Левитов? Напишите подробней, кто такой был Мелхиседек («царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Б-га Всевышнего») Брейшит 14:18. Также кто был такой тесть Моше — ИТРО? Я не могу читать оригинал, но в некоторых переводах (русском и английском) сказано, что он был «священник (prist) Мадиамский» (Шмот18). Хотелось бы узнать об этом больше. Дайте, если возможно, ссылку (из кошерного источника) пожалуйста, почитать об этом поподробней. Спасибо. Простите за мой русский… Паша Читать дальше |
|
О каком тайнике силы говорится в стихе Торы?6 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, о каких лучах и тайнике силы тут говорится: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Авв.3:3,4)? О чём тут речь? С уважением, Стивен Читать дальше |
|
Пророк предсказал, как будут звать Машиаха?30 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом алейхем, дорогой ребе! Мир дому и роду Вашему. Подскажите пожалуйста, а ПРОРОК ИСАЙЯ в своём стихе 7:14 не точно ли предсказал имя Машиаха — Еммануил? Слиха за вопрос, Тода раба. Читать дальше |
|
Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим?29 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей Читать дальше |
|
Кто был Малки-Цедек?26 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, кто такой Малки-Цедек, царь Шалема, который вынес Аврааму, освободившему Лота, хлеб и вино, и которого Вс-вышний через Моше назвал СЛУЖИТЕЛЕМ Б-ГА ВС-ВЫШНЕГО, и которому Авраам дал ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО, как бы предназначенную Б-гу (Берейшит 14:18—20)? Что о нём известно, ведь у него нет даже родословия, а он оказывается ВЫШЕ Авраама, который даёт ему десятину? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Сколько заповедей нарушил тот, кто обидел гера?24 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, сердечно поздравляю всех нас с великим Праздником ОСВОБОЖДЕНИЯ из рабства. Вс-вышний нас создал свободными, поэтому любое рабство — это богопротивное явление, а т.н. рабство Богу — это в полной мере СВОБОДА от зла, как физического, так и духовного, от рабства греху. А вопрос такой: нам заповедано любить ближнего, как самого себя, любить тех, кто живёт, как положено народу Б-жьему: кто верит Единому Б-гу и исполняет Его Закон. Почему тогда при выходе из Египта Вс-вышний сказал Моше: «пусть испросит каждый у БЛИЖНЕГО своего и каждая у БЛИЖНЕЙ своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмот 11,2). Почему тех Египтян, которые веками угнетали и уничтожали наш еврейский народ, поклонялись своим богам, Вс-вышний назвал ближними, ведь у Б-га нет бессмысленных слов? И в другом месте читаю: «И когда будет жить с тобою ПРИШЕЛЕЦ на твоей земле, не обижайте его. Как УРОЖЕНЕЦ из вас будет для вас ПРИШЕЛЕЦ, проживающий с вами, и ЛЮБИ ЕГО, как САМОГО СЕБЯ, ибо пришельцами были вы на земле Мицраима. Я Господь, Бог ваш» (Ваикра 19:33,34). Получается, что еврею ближний не только единоверец, но и тот, кто с ним рядом живёт? Помогите, пожалуйста, разобраться. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Как понять «Да не борется дух Мой в человеке вечно…»?19 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Нестыковки! Когда умер Терах?18 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Овадья! Я заинтересовался, в каком возрасте встретились Шем, сын Ноаха, который назван царём Шалема (Иерусалима) и священником Всевышнего по прозвищу Малки-Цедек, и Авраам, который получил его благословение. И не могу сделать две стыковки: 1. Терах родил Авраама в 70 лет, а умер в Харане в 205 лет (Берейшит 11:32), но тогда Аврааму должно было бы быть 135 лет, а сказано, что при выходе из Харана ему было 75 лет (Берейшит 12:4). Выходит, что Терах умер не в 205, а в 145 лет, а Шему тогда было 535 лет. Но, возможно, эта ошибка в смерти Тераха не принципиальная? 2. По существу: сказано, что первым царём Израиля стал Шауль, а до него от Моше царём был Сам Всевышний и народом правили судьи. Если Всевышний огорчился, что Его отвергли, чтобы Он не царствовал над народом Своим, и вместо Него запросили царя земного, то получается, что Шем до Шауля не мог быть царём над народом, не мог его Всевышний назвать царём, когда Сам был Царём Своего народа. Поясните, пожалуйста, кто и на каком основании считает Шема царём Израиля, потому что по логике это противоречит словам Моше. Опять же, Всевышний не напрасно назвал Малки-Цедека ЦАРЁМ Шалема и Своим служителем, есть ли ещё какие-то предположения, кто был этот царь и был ли он обрезан? Очень хочется (и необходимо) разложить в своей голове всё «по полочкам», чтобы грамотно отвечать на подобные вопросы. Спасибо за помощь, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Какой период времени Иов был прокажённым?17 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой период времени Иов был прокаженным (неделя, месяц, год)??? Андрей Читать дальше |
|
Кто такой Новах?16 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский В главе Матот сказано: «И Новах пошел, и завоевал Кнат и пригороды его. И назвал их Новах, по имени своему». Кто такой Новах? Михаэль Читать дальше |