Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?

Темы: Пятикнижие, Аазину, Гематрия, Значение слов в Торе, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! В Аазину (6) есть большая буква hей, дайте, пожалуйста, какие-нибудь комментарии.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом!

Любые отклонения от стандартного, как сегодня говорят, формата текста в Торе и Танахе указаны в Устной Традиции и, как правило, сопровождаются соответствующими объяснениями — что данное изменение означает, на что намекает. Как правило, оно призвано углубить понимание того, что сказано открытым текстом. Это могут быть буквы, отличные по размеру от стандартных, «прерванные» или перевернутые, а также точки над буквами или, что бывает очень редко, пробелы в середине предложения. Об этой букве ה мудрецы в Иерусалимском Талмуде (Мегила 1:9) говорят, что ее следует писать ниже следующей буквы в строчке и делать большего размера. Эта особая форма призвана «намекнуть» на то, что буква помимо своей роли определенного артикля выполняет и роль отдельного слова. Слово это — междометие, по словам комментария Тора Тмима, подобное вздоху — Тора как будто восклицает: «Ой, неужели вы настолько глупы, что отплатите Всевышнему, Сделавшему вам столько добра, злом?» В Мидраше Шмот Рабба упоминается наш стих и приводится целый список чудес, которые Б-г сотворил только для того, чтобы вывести евреев из Египта. А сколько еще Он делал для них — и все же, как предвидел Моше-рабейну, они согрешили впоследствии. Желая предупредить их падение, насколько возможно, Моше сокрушался во всеуслышание о том, как неразумно это будет и что ожидает еврейский народ, если его предвидение окажется верным. При записи данного отрывка в свиток Торы Всевышний велел ему видоизменить букву ה, чтобы оставить «память» об этом в тексте.

Помимо этого, есть еще несколько комментариев, хотя суть их сводится к одному.

Рабби Йеуда Хасид в своей «Книге Гематрий» писал, что здесь содержится намек на Тору, состоящую из 5 книг. Которую, как предвидел Моше, евреи нарушат. Поэтому его переживание выражено буквой ה, числовое значение которой 5. А Кли Якар, тоже говоря о 5 книгах Торы, объясняет эту фразу по-другому: не думайте, что сможете отблагодарить Всевышнего, Сделавшего вам столько добра, как-нибудь иначе, без исполнения того, что сказано в Торе. Во всех ее пяти книгах…

Рабейну Бехайе приводит очень глубокий комментарий, который невозможно полностью воспроизвести здесь. Суть его вкратце сводится к следующему. Буква ה иногда намекает на Имя Творца. В данном случае она намекает на то, что «объём» доброго воздействия, которое Творец постоянно оказывает на наш мир, можно увеличить с помощью раскаяния. Ведь Моше говорил о том, что он предвидел, вовсе не для того, чтобы просто расстроить людей. Он добивался, чтобы они были готовы к соблазнам, ожидающим впереди. А если все же согрешат, чтобы у них были силы и желание раскаяться и вернуться на пути Всевышнего.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Каким шрифтом пользовался Моше?

Гематрия и нумерология

Материалы по теме

Талмуд, Каббала и Гематрия

С. Бернфельд

Что такое числовая нумерология — Гематрия?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»

Ливьятан это дракон или динозавр?

Рав Натан Агрес


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше