Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением?

Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день. Почему тела царя Шауля и его сыновей были сожжены перед захоронением, как сказано в конце первой книги пророка Шмуэля? Спасибо. Борис

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Борис!

Вы задаете очень верный вопрос — ведь известно, что Тора запрещает кремацию, так как после нее становится невозможным выполнение заповеди похорон. Поэтому давайте рассмотрим два последних стиха книги Шмуэля:

«Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней».

Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более, в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот отрывок вполне можно объяснить по-простому — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы писали, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и непригодная поэтому для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучителя (поским) не принимают этот комментарий и настаивают на других объяснениях, которые приводятся ещё в мидрашах, а именно:

1. Сожжены были одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;

2. Были зажжены воскурения, чтобы не чувствовался запах мертвых тел, — из уважения к покойным;

3. По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, удаляя влагу и дезинфицируя, — таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле иссушили их. Так следует из объяснений Мальбима.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Зачем царь Шауль пошёл на смерть?

Слушайте: Гибель царя Шауля

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский