Темы: Душа, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил
Шалом, уважаемый Михаил!
Слово йидон, использованное здесь, скорее означает «судиться», оно однокоренное со словом дин, суд. Мудрецы объясняли эту фразу по-разному (их мнения приводятся в трактате Сангедрин, в Авот де-рабби Натан и других источниках).
Большинство комментаторов полагают, что Всевышний обещает здесь не задерживать возмездие грешному поколению более чем на 120 лет. То есть, суд над ними не будет откладываться навеки. По некоторым мнениям, этот срок был необходим для того, чтобы Творец успел дать подобающую награду немногим жившим в ту пору праведникам. По другим мнениям, необходимо было дать грешникам возможность раскаяться. Многие видят здесь также намек на то, что поколение злодеев должно было погибнуть безвозвратно — так, что даже на Великий Суд, о котором страшно подумать и который ждет всех в конце дней, они не попадут. Ведь после этого суда должен настать Грядущий мир, в котором у них нет удела.
Радак (раби Давид Кимхи) полагает, что это слово обозначает «противостояние» — животные инстинкты людей находятся в постоянном противоречии с возвышенным устремлениям души. На это противостояние, в котором у души была возможность победить, Всевышний отпустил поколению Потопа 120 лет.
Интересно замечание Ибн-Эзры: хотя здесь и говорится о сроке, отпущенном поколению, фраза построена так, будто речь идет о жизни конкретного человека. Поэтому и употреблен глагол «судиться», так как душа является судьей для тела. Возможно, здесь содержится намек на то, что именно душа должна определять, что будет делать тело, а не наоборот…
Некоторые комментаторы объясняют просто: не будет душа пребывать в теле более 120 лет. На это другие замечают: ведь мы видим, что до Авраама и даже позже люди жили намного дольше, а впоследствии — наоборот, нормой было 70-80 лет. Возможно, имелось в виду некое усреднённое число — Моше рабейну прожил ровно 120 лет. Однако рассказывают, что когда кто-либо желал рабби Моше Файнштейну, благословенна память о праведнике, «жить до 120 лет», он отвечал полушутя: зачем проклинаешь меня, может, мне отпущено больше…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Берл Набутовский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Чем именно заслужил Ноах спасение от вод потопа?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»