Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1

Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора?

Темы: Танах, Свобода выбора, Рав Эльяким Залкинд, Ангел

Отложить Отложено

Здравствуйте. Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора? Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Р.,

Можно привести два известных стиха из Танаха. Первый — из Тэилим (103, 20): «Благословите Господа, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!» «Исполняющие слово Его» (осэй дваро) — исполняющие всегда. Комментирует Радак: «Ведь они делают всегда то, что [Творец] повелевает им, и постоянно готовы услышать (также: послушаться, повиноваться тому), что заповедует им». А Эвен Эзра добавляет: «Так как не подобны они людям, которые ожидают от Всевышнего награды, исполняя слово Его. Но их (ангелов) награда и наслаждение, и великолепие только в том, чтобы слушать (слушаться) голоса слова Его».

Второй стих — в книге пророка Зхарьи (3, 7). Там ангелы упомянуты намеком в обращении к первосвященнику: «Так сказал Господь Воинств: если путями Моими ходить будешь и если исполнять будешь службу Мою… то и Я дам тебе ходить (ма’лэхим — хождение, продвижение) среди стоящих этих». «Стоящими этими» названы здесь ангелы. Речь идет о том, что праведник сможет находиться среди ангелов, «ходить» наравне с ними. Но здесь содержится и дополнительная информация: ангелы названы «стоящими», т.е. неизменными, пребывающими на одном месте. Праведник же будет «ходить», подниматься со ступени на ступень в результате своих действий и в награду за них, в результате своего выбора и служения, своей «работы» в этом мире.

Ведь слово мэлахим — «ангелы» — означает «посланники». Они назначаются посланниками для выполнения определенных поручений Властелина, такова их природа — быть исполнителями поручений. И пребывают они в верхних мирах, где абсолютно ясно видна безграничная власть Творца, совсем не так, как в нашем нижнем, «затемненном», скрывающем мире.

Но наши мудрецы сообщают о том, что иногда ангелы могут допустить определенную долю «ошибки». Как, например, ангелы, посланные уничтожить Сдом. Когда они сказали Лоту (Бэрешит 19, 13): «Ибо уничтожаем мы это место, потому что велик вопль на них к Всевышнему, и Всевышний послал нас уничтожить его». Они ошиблись, сказав «уничтожаем мы», как будто это зависело от них (хотя и добавили сразу «Всевышний послал нас»), и потому были отдалены на время от своего Властелина (см. Раши к Бэрешит 19,22; Мидраш Бэрешит Рабба 50, 9 и 68, 12; см. также статью «Расскажите вкратце о падших ангелах»). Но это — только ошибка, которую могут совершить даже ангелы, так как и их постижение глубины воли Всевышнего ограничено. Тем более, когда они приходят с поручением в нижний, удаленный от ясного постижения истины, мир. (И, конечно, эта возможность «ошибки» заложена в их природу Самим Творцом в согласии с Его замыслом Творения).

Но такая ошибка — не результат сознательного выбора между служением Творцу или следованием за «своими», отдаляющими от Источника, стремлениями, как это бывает с человеком. Такой выбор является областью «работы» в этом мире, в который он послан на время.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше