Темы: Берешит, Сотворение мира, Каббала, Рав Эльяким Залкинд, Астрономия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите пожалуйста, что такое свет, о котором сказано в Берешит 1:3: «И сказал Б-г: будет свет, и был свет» и 1:5: «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро, — день один». А.
Уважаемый А.,
Это — в первый день творения. И только в описании четвертого дня сказано (1, 14-15): «И сказал Б-г: будут светила на своде небес, (чтобы) разделять между днем и ночью, и будут знаками и для времен, и для дней и лет. И будут светилами на своде небес, (чтобы) светить на землю, и было так».
Таким образом, Солнце, Луна и все светила были помещены на небосводе только в четвертый день творения. Какой же свет был до этого? И еще, ведь свет был назван днем, а его отсутствие — ночью, а смена дня и ночи и свет дня — от Солнца. Которого еще не было на небосводе?!
Мы с необходимостью приходим к заключению, что свет первых дней творения (по крайней мере, первых трех дней, до «размещения» светил) не был светом Солнца или звезд.
Комментарий Рамбана (к словам «и был свет»): «Не сказано “и было (или стало) так”, как говорится в описании других дней творения, поскольку этот свет не сохранился в своем первоначальном качестве на все дни, как остальные творения (о чем свидетельствуют сказанное о них: “и стало так”). И есть у наших учителей сокрытое толкование на это…»
Другие комментаторы добавляют: этот свет был очень велик, так, что ни одно творение не могло смотреть на него; потому спрятал его Святой, благословен Он, для праведников на грядущие времена. А в комментарии Раши к словам «И увидел Б-г, что свет хорош, и разделил Б-г между светом и тьмой» (1, 4) читаем: «Видел (Творец), что (так как свет хорош) не надлежит пользоваться им злодеям, и отделил его для праведников на будущее».
И еще сообщают наши мудрецы, что этот свет предварил сотворение нижних миров (в том числе материального мира), о создании которых ясно сказано здесь в Торе: этот свет был привнесен в них из более высоких источников, миров, более близких к Творцу. Это передано мудрецам в Традиции в качестве комментария к словам «и был свет». Здесь подразумевается: свет, который уже был к началу описываемого творения. Так что же это за свет?
Числовое значение (гематрия) слова «свет» (אור) — такое же, как числовое значение слова «тайна» (רז). И, действительно, эта тема — из области сокрытого знания Торы. Но кое-что известно нам из доступных толкований: этот свет — свет мудрости. Свет ясного постижения царствования Всевышнего в сотворенном Им мире. Свет, раскрывающий знание о Творце, о Его единстве. Свет знания сути всего, что есть в мироздании. При этом свете, точнее — при том, что еще оставалось от него в шестой день творения, Адам — первый человек — видел и постигал «от края до края мира», глубинные знания о Творении.
Однако, как приводит Раши от имени наших мудрецов, Всевышний скрыл этот свет на будущее, чтобы не пользовались им те, кто этого не достоин. Сокрытие его началось уже с первого дня и продолжалось до исхода субботы. А в четвертый день Всевышний поместил светила на небосводе (который отделял еще сохранявшийся свет от нижнего мира) и заложил в их природу свойство пропускать самые «внешние» остатки этого света в мир, — то, что мы называем светом Солнца и звезд. Таким образом, свет, идущий от светил, — это «отголоски» того первого света. (Отсюда свойство света в нашем мире — прогонять тьму, давать нам ясно видеть по крайней мере внешнее и понимать явления этого мира).
Как мы упоминали, этот свет раскроется снова во всей полноте в грядущие времена. Однако еще до наступления этого срока Всевышний иногда «допускает» его явное воздействие в мире. Это бывает, когда происходят чудеса — свидетельство о безраздельном владычестве Творца в созданном Им мире. Но в действительности и в обычном, естественном ходе явлений согласно «законам природы» в мире незримо присутствует «свечение» сокрытого первого света. Так, что, присмотревшись, можно различить непрекращающееся участие Всевышнего во всем происходящем.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Моше Пантелят
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Натан Авиэзер
Рав Мендель Агранович
Что Тора на самом деле об этом говорит?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»