Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как вернуться домой к нерелигиозным родителям?

Темы: Тшува, Кашрут, Отношения с родителями, Почитание родителей, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! Хочу услышать Ваш совет. Я приехал в Израиль один, родители остались в Москве. У меня хорошие еврейские родители. Здесь я приблизился к религии и начал соблюдать еврейские заповеди. Суббота, кашрут. Скоро я должен вернуться домой на месяц и не знаю, как себя вести, как я скажу маме, что ее еда некашерна, где я буду есть, как соблюдать субботу? Проблема в том, что они уже чувствуют, что я изменился, и я, говоря с ними по телефону, чувствую, что они нервничают и заранее настроены против всего еврейского. Кто-то из Израиля им уже рассказал, что нужно думать о религиозных. Как мне быть?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Давайте вначале проанализируем, что же так пугает родителей, когда их дети становятся религиозными? Попробуем это сделать, оценивая их только с положительной стороны.

  • Еврейский мир — мир для них неизведанный. Они в нем не ориентируются, не знают, что хорошо, что плохо, поэтому им кажется, что никаким советом они детям помочь не могут и что их родительский авторитет потерян.
  • Их не покидает ощущение, что дети теперь в них не нуждаются. Значит, не захотят принять их помощь…
  • Родители ощущают дискомфорт в отношениях с детьми. Дети в своей религиозности как бы возвышаются над ними, и родители чувствуют в этом проявление неуважения к себе.
  • Религиозность детей воспринимается как осуждение взглядов родителей на жизнь и угроза их привычкам.
  • Для матери это в особой степени неприятно. Получается так, как будто мама ничего не знает и все делает неправильно. Она прилагает так много усилий к приготовлению еды, а дети не едят. Ведь когда она их кормила своим молоком, оно было кашерно, а теперь что, мама уже не кашерная!?

Итог всему: религиозные дети — серьезная проблема для родителей!

Как же развеять их подозрения, как устранить негативные чувства и не приносить родителям ненужной боли? Разберем на примере с кашрутом, как конкретно этого добиться.

Прошу тут заметить: пройдет ли все так гладко, как будет описано, зависит во многом от тех отношений, которые уже сложились у Вас с родителями до этого, от степени их эгоистичности, но в основном — от Вашего умения правильно относиться к ним в данной ситуации, поэтому важно обратить внимание на каждое слово.

› Как возвращаться домой?

Предположим, что Вы приехали, родители Вас радостно встретили, объятия, рукопожатия… Что теперь делать?

После того, как первое возбуждение от встречи улеглось, Вы зовете маму в сторону и обеспокоенным голосом произносите несколько волшебных слов:

«Мама, помоги мне…»

Одной этой фразой Вы нейтрализовали часть ее опасений. Мама осталась мамой, в ней нуждаются, сын не потерян, авторитет остался. Да и какая мама не хочет помочь своему ребенку:

«Что? Чем я могу тебе помочь?!»

И тут Вы произносите вторую волшебную фразу:

«Мама, у меня есть проблема…»

Теперь Вы окончательно расставили всех и все по своим местам. Проблема у Вас, а не у родителей, субординация не нарушена, родительское «эго» не задето. Но теперь мама перепугана:

«Что за проблема? Наркотики? Шантаж?! Как тебе помочь!?»

— Мам, ты можешь выделить мне тумбочку на кухне?

— Да ну тебя, перепугал… Тумбочку?.. Пожалуйста! Для чего?

— Давай, сложим туда кое-какие продукты, чтобы ты могла мне что-то вкусное приготовить…

С этого момента Вы породили в душе мамы желание с Вами сотрудничать, а не бороться. Теперь можно терпеливо и ласково рассказать ей о кашруте, как это несложно, как это много дает Вам. О том, что необходимо, дабы соблюсти его, и что Вы все сделаете сами, но если мама хочет, то можно все это приготовить вдвоем и т.д., и т.п. Так мама почувствует Вашу близость к ней.

Итак, мы разобрали частный случай. По этому примеру следует строить отношения и в других проблемных ситуациях.

Так же следует себя вести и по отношению к братьям и сестрам. Не отмалчиваться, а, наоборот, завести с ними откровенный разговор и попросить совета, как вести себя по отношению к родителям, чтобы их не обидеть. Попросите у них помощи и поддержки, «мне тяжело — помоги!» Это может снять напряжение и кардинально изменить ваши взаимоотношения.

Общий принцип: сделать из мамы и из братьев и сестер не противников, а участников и даже единомышленников!

Да и, в общем, не забывайте основного: от того, как Вы поведете себя с родителями, зависит, будет имя Творца прославлено в их глазах или, не дай Б-г, посрамлено. По приезде в родительский дом начинается настоящая проверка на Вашу религиозность, то есть, пойдете Вы за своими желаниями или — за повелениями Творца!

› Учите и исполняйте законы почитания родителей

Необходимо еще до отъезда тщательно изучить законы почитания родителей, а по приезде скрупулезно их исполнять. Это то основное, на чем Вам, в доме родителей, надо сосредоточить главное внимание. Конечно же, Вам также надо получить у компетентного раввина детальные объяснения, как соблюсти субботу и кашрут в доме, где их пока еще не соблюдают.

Также будьте осторожны в своем религиозном рвении и не повторяйте типичных ошибок начинающих:

  • Не устраивать родителям и другим близким семинар, не читать им лекций и не объяснять популярно никакие еврейские идеи. Они не готовы это слушать. И даже когда спросят — как это ни тяжело, желательно не отвечать.
  • Не молиться по часу в самозабвении посередине салона, шатаясь и вознося руки к небу. Представьте, какие ассоциации это вызывает у Ваших родителей.
  • Не отвечать ни на какие обвинения, даже самые нелепые, в Ваш адрес, или высказывания, осуждающие еврейскую жизнь.
  • Не говорить родителям ничего, что может быть воспринято хотя бы как намек на то, что Вы осуждаете их образ жизни.
  • и т.д.

Получается, что для того, чтобы избежать недоразумений, чтобы между вами был мир, нужно всего лишь… вести себя так, как предписывает Тора. Как сказано в Мишлей (3:17): «… и все пути ее — пути мира».

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше