Темы: Проведение Субботы, Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Молитва, Материнство
Шалом, квод а Рав! У меня такой вопрос. Я чувствую острую необходимость ходить в синагогу на кабалат шабат (встречу субботы) в пятницу вечером. Проблема заключается в следующем: у меня двое маленьких детей. Они укладываются спать в одно время, около 19.30. У них уже выработался режим. Есть ритуал и любое отклонение несет за собой неудобства для всех и раздражение и плохое поведение детей. Поэтому, где бы мы ни были, возвращаемся домой в это время и укладываем их спать. Муж укладывает старшую, а я младшую. Шабат заходит сейчас в 7 вечера. Муж не сможет обоих искупать, накормить и уложить. Тем более младенец все время требует меня. Да и ужин мы не сможем провести всей семьей, потому что дети спят (( Я просто не могу бросить мужа одного в такой ситуации. Я расстроена до слез (( Неужели нужно только ждать зимы, когда шабат будет заходить раньше? Что мне делать? Естественно, о сдвиге режима не может быть и речи. Спасибо большое заранее! С уважением, Н.
Уважаемая Н.,
С большим сочувствием прочитала Ваше письмо. Молодой женщине приходится приносить много жертв, растя маленьких детей. Но если самопожертвование в физическом плане, т.е. недосыпание, «прикованность» к дому, невозможность уделить достаточно времени себе, — оно более-менее понятно, то когда доходит до духовных жертв, женщина вдруг ощущает, что из жизни уходит смысл и остаётся только беготня по обеспечению самого необходимого.
Среди духовных потребностей — потребность, желание участвовать в молитве. С другой стороны, мы видим, что Тора освободила женщину от всех духовных обязанностей, выполнение которых связано с определённым временем, именно для того, чтобы она была свободна для ухода за ребёнком. Из этого следует, что Тора наполнила уход за ребёнком духовным смыслом. Т.е. для Всевышнего важнее, чтобы Вы уложили ребёнка спать вовремя, чем чтобы Вы пошли и помолились Ему. Когда мы начинаем это понимать, становится легче отказываться от наших удовольствий духовного плана, т.к., несомненно, Кабалат Шабат в синагоге доставляет духовное наслаждение. И приходится учиться тому, чтобы испытывать духовное наслаждение от выполнения долга.
Кстати, есть в Талмуде такое изречение: «Мицвот не для наслаждения даны» (мицвот лав лээнот нитну — Рош а-Шана 28). Несмотря на то, что выполнение многих мицвот доставляет нам удовольствие, не это является решающим, а их влияние на нашу душу.
Если же Ваш муж молится, то скажу еще более «неприятную» вещь: именно ему и надо предоставить, насколько удастся, возможность пойти в синагогу, т.к. для него молитва в миньяне является религиозной обязанностью. А Вам, Вы совершенно правы, видимо, на какой-то период придётся отложить участие в молитве на те времена, когда суббота наступает рано.
Если же единственный человек в семье, который молится, это Вы, то есть муж ещё не заинтересован ходить на молитву, то думаю, что именно Ваша готовность отказаться от духовного наслаждения во имя воспитания детей может на него произвести очень сильное впечатление и заставить задуматься.
А, кроме того, поверьте мне, Всевышний прекрасно слышит те молитвы, которые мама произносит ежедневно, не формальный текст, а свои простые слова от души, и в самом глубоком смысле слова это и есть настоящая молитва. И от неё нет абсолютно никакой нужды отказываться, потому что когда я себе говорю: «Попросим Всевышнего, чтобы детки быстро и спокойно легли спать и провели спокойную ночь без помех и приключений», моя связь с Всевышним ничуть не меньше, чем если бы я пошла в синагогу и прочитала все молитвы в соответствии с установленным порядком.
Желаю Вам много радости от детей и всегда сохранять духовную связь с Всевышним.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.