Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему выбор праведника сложнее выбора нечестивца? Ведь у праведника больше хороших черт!

Темы: Дурное начало, Свобода выбора, Грех, Характер, Рав Эльяким Залкинд, Праведник

Отложить Отложено

Не понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Й.,

Говорят, что Хофец Хаим задавал похожий вопрос в такой форме: как понять сказанное в Трактате Сукка (52): «У каждого, кто выше ближнего, йецер а-ра сильнее, чем у ближнего»? (Т.е., у того, чей уровень выше, сильнее и стремление к дурному). Вот женщина стоит на улице, продает яблоки с лотка. Когда пробегают мимо мальчишки, она опасливо косится, следя, чтобы те на бегу не схватили яблоко. Так теперь, когда проходит мимо какой-то уважаемый человек, ей следует остерегаться значительно больше и склониться над лотком, закрывая его собой?!

Разумеется, как Вы сказали, с духовным ростом человека исправляются его свойства и поведение становится правильным, достойным. Однако в то же время понятно, что и сложность работы на более высоком уровне выше, нагрузка, требования к точности действий возрастают. Всегда на ответственном посту напряженность работы и спрос с человека выше, ведь и масштаб деятельности, и опасность разрушить — больше. Борьба с «косной» материей и силами «зла», затрудняющими продвижение к совершенству — напряженнее. Потому испытания и задачи, встающие перед человеком с его ростом, становятся сложнее. Так и Первому человеку, несмотря на его, запредельный для нас, уровень, было послано испытание, которое он мог не выдержать. И он его не выдержал.

Теперь возникает еще один вопрос: если сложность задач на более высоком уровне возрастает, где уверенность, что, поднимаясь выше, человек не упадет вновь? И, может быть, будет падать всё ниже и ниже? Ответ, который приводится в книгах: уровень, достигнутый трудом и постепенным подъемом, — прочен и непоколебим потому, что приобретён по праву. И, больше того, по достижении определенной «отметки» йецер а-ра полностью покоряется доброму началу и всё существо человека стремится только к добру и истине, только к тому, чтобы исполнить желание Творца. Теперь радость его только в этом, и никакие силы не могут его поколебать.

Первый же человек, Адам, достиг своего уровня не с помощью усилий, а был «помещен» на него при создании, поэтому его положение не было прочным, оставалась возможность оступиться. Он должен был подтвердить право на свой уровень, выдержав испытание, тогда он поднялся бы еще выше. А когда он не выдержал испытания, работа возвращения на истинный уровень Человека — создания Творца — была разделена между его потомками — частицами его души. И продолжается до сих пор.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше