Темы: Дурное начало, Свобода выбора, Грех, Характер, Рав Эльяким Залкинд, Праведник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й.
Уважаемый Й.,
Говорят, что Хофец Хаим задавал похожий вопрос в такой форме: как понять сказанное в Трактате Сукка (52): «У каждого, кто выше ближнего, йецер а-ра сильнее, чем у ближнего»? (Т.е., у того, чей уровень выше, сильнее и стремление к дурному). Вот женщина стоит на улице, продает яблоки с лотка. Когда пробегают мимо мальчишки, она опасливо косится, следя, чтобы те на бегу не схватили яблоко. Так теперь, когда проходит мимо какой-то уважаемый человек, ей следует остерегаться значительно больше и склониться над лотком, закрывая его собой?!
Разумеется, как Вы сказали, с духовным ростом человека исправляются его свойства и поведение становится правильным, достойным. Однако в то же время понятно, что и сложность работы на более высоком уровне выше, нагрузка, требования к точности действий возрастают. Всегда на ответственном посту напряженность работы и спрос с человека выше, ведь и масштаб деятельности, и опасность разрушить — больше. Борьба с «косной» материей и силами «зла», затрудняющими продвижение к совершенству — напряженнее. Потому испытания и задачи, встающие перед человеком с его ростом, становятся сложнее. Так и Первому человеку, несмотря на его, запредельный для нас, уровень, было послано испытание, которое он мог не выдержать. И он его не выдержал.
Теперь возникает еще один вопрос: если сложность задач на более высоком уровне возрастает, где уверенность, что, поднимаясь выше, человек не упадет вновь? И, может быть, будет падать всё ниже и ниже? Ответ, который приводится в книгах: уровень, достигнутый трудом и постепенным подъемом, — прочен и непоколебим потому, что приобретён по праву. И, больше того, по достижении определенной «отметки» йецер а-ра полностью покоряется доброму началу и всё существо человека стремится только к добру и истине, только к тому, чтобы исполнить желание Творца. Теперь радость его только в этом, и никакие силы не могут его поколебать.
Первый же человек, Адам, достиг своего уровня не с помощью усилий, а был «помещен» на него при создании, поэтому его положение не было прочным, оставалась возможность оступиться. Он должен был подтвердить право на свой уровень, выдержав испытание, тогда он поднялся бы еще выше. А когда он не выдержал испытания, работа возвращения на истинный уровень Человека — создания Творца — была разделена между его потомками — частицами его души. И продолжается до сих пор.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»