Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать другого счастливым. Но когда один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать»Раби Элияу Элиэзер Деслер

В чём выбор человека, и в чём его награда?

Темы: Свобода выбора, Мировоззрение, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено


Уважаемый раввин,

Живя в сегодняшнем мире, мы с большой долей уверенности говорим что человек - продукт своей среды, воспитания и образования. Статистика говорит нам совершенно однозначно, что человек, который видел или был жертвой насилия, безусловно более предрасположен это насилие повторить. Ребёнок родителей, которые курят или употребляют наркотики, более предрасположен к этим вещам, даже если со стороны родителей не было никакого прямого подстрекательства. Я могу ошибаться, но вероятность хотя и не на 100%, статистически очень велика.

С другой стороны, человек выросший в том, что средний "Русский" иммигрант понимает как цивилизованное общество, родители которого воспитали в нём любовь и уважение к человеческой жизни, статистически не склонен к насилию и убийству.

Ни в том ни в другом случа е ничего "своего", кроме того что в него вложили, этот человек не имеет.

Представим человека, который пойман и осужден за какое-нибудь жуткое преступление. Плохой ли он человек? С точки зрения общества - да, однозначно. С точки зрения Торы - он безусловно виновен (не нам судить, плохой ли он). И когда он предстанет перед Творцом - он будет судим за его преступления. Был ли у него выбор - убивать или нет? - Да и за неверность его выбора он вероятно и будет судим. НО если представить, что он сам был жертвой насилия и хотя и виновен - мы можем во всяком случае ПОНЯТь, что в какой-то степени его поступок может быть объясним. И если мы своим умом это можем понять, то что же говорить о Творце?

С другой стороны, возьмём по настоящ ему праведного человека, который пусть, не будучи религиозным, помогает бедным, сдаёт кровь больным людям, не бьёт жену и обеспечивает достойное обучение детям - опять же в своём поведении он является продуктом своего воспитания. Хороший ли это человек? Наверное, "да", и с точки зрения общества и с точки зрения Торы. (Допустим, что оба человека не евреи и 613 мицвот на них не распространяются). Но этот человек хорош потому, что его таким "сделали", так воспитали.

Итак мой вопрос: С точки зрения Иудаизма, НАСКОЛьКО хорош человек, которого "научили" быть хорошим, ибо что за труд не есть свинины, когда её нигде нет, и в то же время НАСКОЛьКО велик грех человека, согрешившего, но в то же время человека, которому с его самого рождения общество практически не дало никаких шансов?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый J. !

Определённо, есть реальное положение человека и есть его так называемое «первичное состояние» - естественные природные наклонности, влияние родителей, влияние окружающей среды. Он находится в определённых рамках выбора и, как правило, в каждый данный момент не может ни подняться выше определённой планки, ни опуститься ниже своей нижней планки.

Допустим, ученик йешивы, определённо, не пропустит молитву, даже если у него нет настроения, это ниже его уровня выбора. С другой стороны, он не будет рыдать о разрушенном Храме в обычный день, не 9 ава, это выше его уровня выбора. В чём же его выбор? Молиться сосредоточенно или нет, учиться ещё некоторое время или побеседовать с кем-то.

Возьмём другой пример. Преступник, у которого воровать или нет уже не в рамках выбора – он этим занимается. Его выбор – убивать, если жертва сопротивляется, или нет.

И т.д.

Своими действиями в положительную сторону человек постепенно меняет свои рамки выбора и переходит на более высокий уровень. То, что раньше ему было трудно, становится привычным и лёгким, и его выбор – уже в вопросах более высокого плана. Так человек своими действиями может постепенно повышать свой уровень выбора или наоборот.

Разумеется, «претензии» Б-га за невыполнение заповедей к человеку, который родился в Иерусалиме в религиозной семье, совершенно иные, чем к еврею, который родился во Владивостоке. С другой стороны, заслуга человека, который прежде ни о чём не знал, но, узнав, стал выполнять мицвот, намного выше.

Б-г учитывает всё.

В какую точку поставить каждого человека и какими сделать его первоначальные рамки выбора – это из расчётов Творца.

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Читайте на нашем сайте: Даат Твунот

Материалы по теме


Супружество — наш шанс приблизиться к совершенству. Но для этого муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье. Читать дальше