Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-г — один; нет двух богов или более, — лишь один. Он единствен, и ничто в мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с Ним в этом. Единство Его нельзя понимать как единство деталей, составляющих общее»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 7

В чём выбор человека, и в чём его награда?

Темы: Свобода выбора, Мировоззрение, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено


Уважаемый раввин,

Живя в сегодняшнем мире, мы с большой долей уверенности говорим что человек - продукт своей среды, воспитания и образования. Статистика говорит нам совершенно однозначно, что человек, который видел или был жертвой насилия, безусловно более предрасположен это насилие повторить. Ребёнок родителей, которые курят или употребляют наркотики, более предрасположен к этим вещам, даже если со стороны родителей не было никакого прямого подстрекательства. Я могу ошибаться, но вероятность хотя и не на 100%, статистически очень велика.

С другой стороны, человек выросший в том, что средний "Русский" иммигрант понимает как цивилизованное общество, родители которого воспитали в нём любовь и уважение к человеческой жизни, статистически не склонен к насилию и убийству.

Ни в том ни в другом случа е ничего "своего", кроме того что в него вложили, этот человек не имеет.

Представим человека, который пойман и осужден за какое-нибудь жуткое преступление. Плохой ли он человек? С точки зрения общества - да, однозначно. С точки зрения Торы - он безусловно виновен (не нам судить, плохой ли он). И когда он предстанет перед Творцом - он будет судим за его преступления. Был ли у него выбор - убивать или нет? - Да и за неверность его выбора он вероятно и будет судим. НО если представить, что он сам был жертвой насилия и хотя и виновен - мы можем во всяком случае ПОНЯТь, что в какой-то степени его поступок может быть объясним. И если мы своим умом это можем понять, то что же говорить о Творце?

С другой стороны, возьмём по настоящ ему праведного человека, который пусть, не будучи религиозным, помогает бедным, сдаёт кровь больным людям, не бьёт жену и обеспечивает достойное обучение детям - опять же в своём поведении он является продуктом своего воспитания. Хороший ли это человек? Наверное, "да", и с точки зрения общества и с точки зрения Торы. (Допустим, что оба человека не евреи и 613 мицвот на них не распространяются). Но этот человек хорош потому, что его таким "сделали", так воспитали.

Итак мой вопрос: С точки зрения Иудаизма, НАСКОЛьКО хорош человек, которого "научили" быть хорошим, ибо что за труд не есть свинины, когда её нигде нет, и в то же время НАСКОЛьКО велик грех человека, согрешившего, но в то же время человека, которому с его самого рождения общество практически не дало никаких шансов?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый J. !

Определённо, есть реальное положение человека и есть его так называемое «первичное состояние» - естественные природные наклонности, влияние родителей, влияние окружающей среды. Он находится в определённых рамках выбора и, как правило, в каждый данный момент не может ни подняться выше определённой планки, ни опуститься ниже своей нижней планки.

Допустим, ученик йешивы, определённо, не пропустит молитву, даже если у него нет настроения, это ниже его уровня выбора. С другой стороны, он не будет рыдать о разрушенном Храме в обычный день, не 9 ава, это выше его уровня выбора. В чём же его выбор? Молиться сосредоточенно или нет, учиться ещё некоторое время или побеседовать с кем-то.

Возьмём другой пример. Преступник, у которого воровать или нет уже не в рамках выбора – он этим занимается. Его выбор – убивать, если жертва сопротивляется, или нет.

И т.д.

Своими действиями в положительную сторону человек постепенно меняет свои рамки выбора и переходит на более высокий уровень. То, что раньше ему было трудно, становится привычным и лёгким, и его выбор – уже в вопросах более высокого плана. Так человек своими действиями может постепенно повышать свой уровень выбора или наоборот.

Разумеется, «претензии» Б-га за невыполнение заповедей к человеку, который родился в Иерусалиме в религиозной семье, совершенно иные, чем к еврею, который родился во Владивостоке. С другой стороны, заслуга человека, который прежде ни о чём не знал, но, узнав, стал выполнять мицвот, намного выше.

Б-г учитывает всё.

В какую точку поставить каждого человека и какими сделать его первоначальные рамки выбора – это из расчётов Творца.

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Читайте на нашем сайте: Даат Твунот

Материалы по теме

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Знание Б-га не противоречит свободе выбора?

Рав Реувен Куклин

Все предопределено, и свобода дана?

Свобода выбора и предопределённость. Дерех Ашем 27

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Чтобы заложить основу настоящей дисциплины, нужно сделать своего ребенка собственным учеником, а для этого необходимы все терпение, забота и глубина внимания, которые имеются в вашем распоряжении. Читать дальше