Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что вы думаете о печатях царя Соломона?

Темы: Мудрость, Шломо, Иврит, Каббала, Сгула, Моше Абрамович

Отложить Отложено

Шалом, у меня такой вопрос: что Вы думаете о печатях царя Соломона? Как говорят, зашифрованные на них коды, молитвы, имена Вс-шнего помогают человеку от сглаза, хорошо влияют на парнасу (пропитание) и здоровье и т.д. Но, естественно, с ними нельзя заходить в отхожие места? Заранее спасибо. Н.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемая Н.!

Есть масса информации о печати царя Соломона, описания, переводы на русский, коммерческие предложения с подробным описанием свойств разного вида печатей. Но вся эта информация отсутствует в классических источниках по иудаизму. О перстне царя Соломона, на котором, по легенде, была эта печать, говорится в Талмуде (Гитин 68). Действительно, с помощью этого перстня царь Соломон подчинил себе царя шедим (бесов). Но сказано, что на перстне было выбито только Имя Всевышнего.

При этом в еврейской Традиции есть много информации о различных сгулот (предметах или действиях, оказывающих особое влияние на окружающий мир). Например, рабейну Бехайе в комментарии к главе Тецаве говорит о свойствах драгоценных камней. И есть практика использования сгулот, например, при родах. Но Вы не встретите религиозного человека с браслетом, на котором была бы изображена печать царя Соломона.

Многие сгулот, действие которых было основано на духовных законах, сегодня не «работают». И это связано с тем, что люди становятся всё более «материальными», многие далеки от веры в Творца, в необходимость соблюдения Его заповедей. Как сказано в Торе (Дварим 31, 18): «А Я совершенно сокрою Своё Лицо». Явные чудеса уходят из мира.

Не так давно прекратилось использование камей для врачевания — сгулы, известной с древних времён. Камея представляла собой текст из Танаха, написанный на пергаменте. Её носили на теле, и она обладала целебными свойствами. Конечно, для действенности камеи было необходимо благословение Небес, и тот, кто писал её, должен был обладать особой святостью и мудростью. Как в рассказе, который приводит рав Пацановский в известной книге Пардэс Йосэф.

Основатель хасидского двора в городе Цанц, раби Хаим Альберштам (19-ый век), да будет благословенна память праведника, остановился на постоялом дворе со своим учеником, раби Арье-Довом. Раби Хаим сказал ученику, что чувствует некую святость в этом доме, и послал раби Арье за хозяином — посмотреть: может, тот скрытый праведник? И увидел, что это еврей праведный, но простой. Раби Хаим спросил его: может, у тебя останавливался какой-то большой праведник? Тот ответил — нет, но был как-то в этих местах рав Моше Тайтельбойм (автор известного комментария к Торе Йисмах Моше), и я принёс от него камею. А дело было так. Жена моя родила, и не было у неё молока, чтобы кормить младенца. Мы были в отчаянии. Но потом я услышал, что поблизости остановился большой праведник, помчался к нему, и он дал мне камею. Камея сразу произвела действие — хлынуло молоко.

Раби Хаим попросил: поищи, может быть, камея находится в доме. Действительно, хозяин нашёл её. Когда раби Хаим открыл камею, он воскликнул: «Какая удивительная мудрость заключена в двух словах, написанных здесь! Эльдад и Мейдад!» (имена двух пророков, см. Бэмидбар 11—26). Восхитился раби Арье: действительно, Эльдадэль-дад (букв. «к груди женщины») придёт молоко, и Мейдадми-дад (букв. «из груди») выйдет молоко.

Но не следует думать, что религиозный мир пребывает в поисках ещё работающих сгулот. Главная сгула во времена сокрытия Лика Всевышнего — это образ жизни, продиктованный заповедями Торы. Разве может быть бОльшая сгула, чем истинное соблюдение Субботы? Как сказали наши мудрецы: «Суббота — источник благословения» (Макот 24). Они сказали это, толкуя слова пророка Хаваккука (2—4): «А праведник верой своей будет жить». Это сказано о нашем поколении.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше