Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знаешь, где пребывает Б-г? Б-г там, куда Его впускают»Раби Мендл из Коцка

А что вы даёте стране Израиля?

23 июля 2012 года, темы: Йешива, Изучение Торы, Работа, Ашер Кушнир, Государство Израиль

Отложить Отложено

У меня внук ушёл в йешиву и стал религиозным. И мне теперь стыдно, ведь он станет непродуктивным элементом. Что он даст теперь стране? Какой будет его вклад государству Израиля? Есть ли у вас на это вразумительный ответ?

Отвечает рав Ашер Кушнир

В мире, где мы выросли, ваш вопрос, действительно, стоял очень остро. Там лелеяли с детства чувство долга государству, то есть, долга правящей партии и правительству. Но в мире, куда мы переехали, остро стоит другой вопрос. Не что я, как гражданин, дал или не дал стране, а что страна дала или не дала мне как гражданину. То есть, по-простому: человек во имя государства или государство во имя человека? По-видимому, можно привести веские аргументы в ту и другую сторону, но мы попробуем занять вашу позицию и присмотреться к тому, что здесь у нас происходит.

Каков вклад граждан в нашу страну? Задумался, и почему-то сразу пришли в голову неудачные примеры. Типа тех, кто получает пенсию от государства, не проработав в нём ни одного дня, или студентов, получивших субсидированное государственное образование и уехавших работать в другую страну. Почему-то вспомнились усилия богатой богемы внести свой вклад в страну, сидя за столиками кафе в Тель-Авиве и т.д. и т.п. Но, по-видимому, вы имели в виду вклад трудящегося класса, учёных, инженеров, обслуживающего персонала. Да, они работают, и, конечно же, все их мысли только о личном вкладе в государство Израиль. Получили лист с расчетом зарплаты, первым делом проверили, сколько уплыло на налоги, и «обрадовались» — это на существование еврейского государства…

Вот так все вкладывают в государство, кроме… религиозных. Поэтому вы правы, надо от них потребовать хоть какой-то «вразумительный» ответ: а что они дают государству Израиль?

В этой связи мне вспомнилась одна история, которую я прочитал несколько лет назад. Всё началось с того, что несколько журналистов опубликовали резкую сатирическую серию статей об одном научно-исследовательском институте по исследованию злокачественных опухолей. Выяснилось, что институт получает миллионные бюджеты, а результатов — никаких. В итоге поднялся общественный шум, и решили назначить комиссию, которая будет уполномочена проверить, куда уходят деньги. Когда начали проверять, то выяснилось, что большая часть бюджета уходит на зарплаты раздутого персонала института. Поэтому было принято решение пригласить всех сотрудников на личную беседу, чтобы понять, кто не вносит существенного вклада в работу института.

Первым был вызван садовник. Он ярко и с пылом разрисовал необыкновенную важность наличия ровных газонов и подстриженного кустарника для создания спокойной и творческой атмосферы в институте. Выслушав, комиссия единогласно приняла, что работе садовника нет замены, и он является важным звеном в достижении целей института. Заодно автоматически одобрили его двух помощников.

Затем одобрили сторожа в будке на въезде, который выделил для членов комиссии удобные места на автостоянке поближе к входу. Заодно не вызвал сомнений разносчик чая, который третий раз занёс поднос с прохладными и горячими напитками, печеньем, крекерами, бурекасами, бамбой, бисли и маленькими шоколадками. Ему не потребовалось ничего объяснять. Отличный парень.

Вклад заведующего складом в работу института был очевиден, как и его троих помощников. Совершенно необходимым оказался покрасчик, чтобы красить заборы и стены, ведь институт должен выглядеть прилично…

Перешли на библиотекаря, потом утвердили главного механика, зам. механика и просто механика. Компьютерный отдел не вызывал никаких сомнений. Заведующий, главный, три заместителя, один программист, техобслуживание… Все как один оказались важными и необходимыми для функционирования института.

И только под конец обнаружились те, кто никакого существенного вклада в работу института не внесли. Когда очередь дошла до ведущего учёного проекта, то ничего внятного в своё оправдание он не смог сказать. Ни он, ни его трое коллег не смогли ответить на элементарные вопросы — ни в каком направлении исследований обнаружится лекарство от рака, ни сколько времени это займёт, и совсем стали заикаться, когда их спросили, а уверены ли они, что вообще откроют это лекарство…

Заключение комиссии: уволить учёных, как паразитирующих, непродуктивных единиц, не вносящих никакого существенного вклада в работу института!

Это, вкратце, вся сцена реального театра абсурда. Теперь можно вас спросить: а был ли смысл спрашивать учёных, каков их вклад в работу института? А? Надеюсь, очевидно, что эти учёные и есть институт, они причина его появления и его существования. Они ничего не должны вкладывать и, наоборот, всех остальных надо спрашивать, каков их вклад в работу учёных!

Так и в нашем случае. Ваш внук и наши дорогие еврейские ребята, которые учатся в йешивах, — это сердце и душа еврейского народа. Они есть внутреннее содержание и причина существования еврейского государства на Земле Израиля. Поэтому вопрос не в том, каков вклад учащихся йешив в еврейское государство, а, наоборот, как вы и государство причастны к их учёбе!

А если такой аргумент покажется вам немного странным, то решите, что вы хотите.

Если просто демократическое государство, то в нём каждый волен жить, как он хочет и тогда не к кому предъявлять никаких претензий. Но если речь идёт о еврейском государстве, то спросите себя, что же делает его именно еврейским!?

Материалы по теме


В 5708-м году от Сотворения мира (1948-й г.) управление частью Эрец Исраэль вернулось к представителям еврейского народа, после 1884 лет изгнания, преследований, унижений — и ожидания избавления. Это произошло через 3706 лет после того, как Эрец Исраэль была обещана нам Всевышним, который Своей властью наделяет народы землями. Обещание это было частью союза, заключенного Им с праотцом Авраамом (Брит бейн а-бетарим, «Союз между рассеченными частями»). Читать дальше