Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чему это нас может научить?

Темы: Танах, Книга Судей, Овадья Климовский, Шимшон

Отложить Отложено

Какой духовный смысл для современного читателя Священного Писания в истории про Самсона и Далилу? N., Москва

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Рассказы Танаха настолько глубоки и многогранны, что вряд ли стоит претендовать дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Но наши мудрецы отметили несколько наиболее важных моментов в истории Шимшона.

Первый — это его ошибка — женитьба на филистимлянке, пусть и принявшей иудаизм. Известно, что настоящее принятие еврейства — только из желания служить Всевышнему так, как это делают евреи Торы, но не из личных побуждений. В том числе, не из желания выйти замуж за еврея. Поэтому родители Шимшона осуждали его брак. Вслед за ними и мудрецы указывают на ошибку, которую совершил праведник. Несмотря на то, что этот брак был предусмотрен Творцом, сам Шимшон произнес слова, которые такому праведнику говорить не следовало: «Хороша она в моих глазах». «Хороша» — не точный перевод, он сказал — йашра, то есть: это правильно — жениться на ней. Тем не менее, он упомянул о глазах, чем выдал свои личные мотивы. Как мы знаем, в результате ему пришлось дорого заплатить за эти слова — филистимляне выкололи ему глаза.

Отсюда мы учим, что если человек совершает одну ошибку, то она может впоследствии привести его к другим, более тяжелым (тем более тяжелым, чем выше его уровень праведности).

Последующие его связи с филистимлянками были ещё более проблематичными с точки зрения Закона, хотя у него, конечно, имелось объяснение своим поступкам. Если мы говорим о каком-то личном желании, которое подвело праведника, надо учесть, что доля этого желания весьма скромна среди всех расчетов, которые он делает, решая, как поступить. Но для праведника и такая доля критична…

Второй момент — мы учимся у Шимшона великой скромности. Будучи руководителем народа, он никогда не просил никого даже подать ему посох, пользуясь «служебным положением». Именно поэтому, по словам рава Хаима Шмулевича, благословенна память праведника, он знал, что может просить у Всевышнего особой милости — последний раз дать ему силу, несмотря на отсутствие волос, так как до этого старался ничего не брать в этом мире, а только давать другим.

Шимшон осторожно просил: «Дай мне отомстить за один из моих глаз». Он знал, что этот мир — «дорогая гостиница»: получая плату за заслуги в этом мире, можно продешевить. Ведь награда в духовном мире несравнима с материальной. Поэтому он и оставил награду за второй глаз для другого мира. Это — третий вывод, который можно сделать из истории Шимшона, но далеко не последний.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Суженая (башерт) Шимшона

Так брать нам пример с этого праведника, или нет?

Материалы по теме


В этой недельной главе даются описания заповедей, связанных с Землей Израиля, таких, как приношение первых плодов (бикурим). Народу Израиля предписывается организовать церемонию проклятий и благословений на горах Гризим и Эйваль. Глава также пророчествует о невзгодах изгнания, которые обрушатся на еврейский народ за отход от Торы и заповедей Творца. Читать дальше