Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человеку лучше смотреть в самого себя, пытаясь узнать, что в нем происходит, нежели глядеть на небо в попытке узнать, что происходит там»Раби Менахем-Мендель из Коцка
Как продвинутый современный человек пришёл к "чёрной шляпе"?

Мы помещаем статью о Даниэле Гинкасе, который на сегодняшний день является руководителем учебной программы организации "Толдот Йешурун" в г. Ришон-Лецион (дополнительная информацая об этой и других учебных программах находится здесь).

Еда и еврейская философия

После того, как я первый раз посетил ешиву, мне ничто не мешало продолжать курить в субботу. Конечно, на уроке я услышал много интересного, но это все было такой отдельной восточной философией, которая не очень обязывала.
Полгода все оставалось по-прежнему. А потом брат, уехавший в Израиль, прислал мне письмо на адрес ешивы, и надо было поехать туда, чтобы его забрать. И я решил отправиться в ешиву на три-четыре недели. Пожить на природе, поучиться, вкусно поесть -- это, по-моему, удачный отдых. И я спокойно отправился в ешиву просто для того, чтобы вкусно покушать в субботу и послушать что-то интересное из еврейской философии.
Позже я прочел, что когда Вс-вышний возвращает еврея к себе, Он действует разными методами. Меня, я думаю, Он поначалу привлекал вкусной едой, так как даже вначале пути в еврейство меня очень радовала субботняя вкусная еда. Во время обильных субботних трапез я ощущал особенный духовный подъем. В другие дни, может быть, эта еда была бы тяжела, а в субботу она радовала.
Потом я узнал, что кушать и вообще получать удовольствие от субботы – большая заповедь, потому что это одна из причин, по которым Вс-вышний сотворил мир. Человек сотворен для того, чтобы исполнять заповеди и получать от этого удовольствие. А в  субботу следует получать удовольствие еще и потому, что суббота подобна будущему миру, который представляет собой безграничное духовное удовольствие.
Еще позже я увидел, что ребенка, который начинает учить еврейский алфавит, тоже приманивают едой. Ему говорят: «Выучи это букву, получишь конфетку. Скажи благословение, дам шоколадку». Человек материален, и двигается к духовному через материальное. Потом ребенок чуть вырастает. Ему конфетки уже не интересны, ему интересны, например, часы. А постепенно он начинает учить Тору, потому что ему интересна она сама, потому что он хочет понять ее законы.


Учеба

Серьезно учиться я начал уже в Москве. В последний год я довольно плотно учился. Перед отъездом в Израиль мне даже удалось закончить изучение одного трактата Геморы «Мегила». Я самостоятельно пробился к пониманию Геморы с комментариями Раши. В Израиле мне удалось попасть в ешиву «Кнессет Ицхак» в Хадере, о которой я знал и в которой я хотел учиться. Передо мной туда уехали два наиболее сильных ученика «Торат Хаим». Уровень «Кнессет Ицхак» не так высок, как уровень самых престижных израильских ешив, таких как «Мир», «Поневеж», «Слободка», имена которых известны уже сотни лет.  «Кнессет Ицхак» -- это новая ешива, которая существует всего 15 лет, но она на хорошем счету в Израиле, потому что все время растет и развивается. Когда я приехал, там было 150 учеников, а сейчас там учится уже 400 человек. Это довольно редкий случай подобного роста.
Ну, а я поехал туда, не понимая, на что иду. Первое время я думал, что сойду с ума, настолько тяжело мне было понимать уроки, которые там давались. Я записывал полуторачасовой урок на кассету, а потом в течение дня несколько раз медленно прослушивал, чтобы понять его. Приходилось очень серьезно напрягаться. Было совсем непросто, но я смог пробиться. Я не стал лучшим из лучших, но очень хорошо вошел в учебный ритм и был на нормальном среднем уровне. Когда спустя шесть лет я начал учиться в колеле, то увидел, что могу совершенно спокойно соответствовать хорошему учебному израильскому уровню и учиться в любом нормальном месте. И я понимаю, что это не только со мной так произошло. Любой человек приезжает, садится, учится 3-4 года.

Семья

Когда я собирался жениться, мне было 29, а моей будущей жене Нехаме – 20. Перед хупой мой рав много разговаривал со мной. Он объяснял, какие непростые ситуации бывают в семейной жизни, рассказывал, как из них выходить правильно, без потерь. Он говорил о возможных трениях внутри семьи и в отношениях молодоженов с окружающими. Потом я разговаривал со своим папой по телефону. Перед свадьбой он меня напутствовал.
Удивительно, но и отец, и рав, в принципе, говорили об одних и тех же вещах, но совершенно по-разному. Папа объяснял мне, что жизнь – сложная штука, но сражение с ней нужно выиграть. А рав говорил о том, как прожить жизнь правильно, хорошо, кашерно.
Это очень показательно. Проблемы, с которыми сталкивается человек в течение жизни общие для всех и в общих чертах всем известные. Разница в твоем внутреннем отношении к ним. Главное, понимание: ты хочешь обвести жизнь вокруг пальца или просто пройти ее достойно, правильно, кашерно.
Потом была наша с Нехамой хупа. Обычная, как у всех. Мои родители приезжали на свадьбу. Несколько первых лет мы жили в Хадере. Потом перебрались в Кирьят Сефер.

из журнала "Мир Торы"


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.