Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как продвинутый современный человек пришёл к "чёрной шляпе"?

Мы помещаем статью о Даниэле Гинкасе, который на сегодняшний день является руководителем учебной программы организации "Толдот Йешурун" в г. Ришон-Лецион (дополнительная информацая об этой и других учебных программах находится здесь).

Еда и еврейская философия

После того, как я первый раз посетил ешиву, мне ничто не мешало продолжать курить в субботу. Конечно, на уроке я услышал много интересного, но это все было такой отдельной восточной философией, которая не очень обязывала.
Полгода все оставалось по-прежнему. А потом брат, уехавший в Израиль, прислал мне письмо на адрес ешивы, и надо было поехать туда, чтобы его забрать. И я решил отправиться в ешиву на три-четыре недели. Пожить на природе, поучиться, вкусно поесть -- это, по-моему, удачный отдых. И я спокойно отправился в ешиву просто для того, чтобы вкусно покушать в субботу и послушать что-то интересное из еврейской философии.
Позже я прочел, что когда Вс-вышний возвращает еврея к себе, Он действует разными методами. Меня, я думаю, Он поначалу привлекал вкусной едой, так как даже вначале пути в еврейство меня очень радовала субботняя вкусная еда. Во время обильных субботних трапез я ощущал особенный духовный подъем. В другие дни, может быть, эта еда была бы тяжела, а в субботу она радовала.
Потом я узнал, что кушать и вообще получать удовольствие от субботы – большая заповедь, потому что это одна из причин, по которым Вс-вышний сотворил мир. Человек сотворен для того, чтобы исполнять заповеди и получать от этого удовольствие. А в  субботу следует получать удовольствие еще и потому, что суббота подобна будущему миру, который представляет собой безграничное духовное удовольствие.
Еще позже я увидел, что ребенка, который начинает учить еврейский алфавит, тоже приманивают едой. Ему говорят: «Выучи это букву, получишь конфетку. Скажи благословение, дам шоколадку». Человек материален, и двигается к духовному через материальное. Потом ребенок чуть вырастает. Ему конфетки уже не интересны, ему интересны, например, часы. А постепенно он начинает учить Тору, потому что ему интересна она сама, потому что он хочет понять ее законы.


Учеба

Серьезно учиться я начал уже в Москве. В последний год я довольно плотно учился. Перед отъездом в Израиль мне даже удалось закончить изучение одного трактата Геморы «Мегила». Я самостоятельно пробился к пониманию Геморы с комментариями Раши. В Израиле мне удалось попасть в ешиву «Кнессет Ицхак» в Хадере, о которой я знал и в которой я хотел учиться. Передо мной туда уехали два наиболее сильных ученика «Торат Хаим». Уровень «Кнессет Ицхак» не так высок, как уровень самых престижных израильских ешив, таких как «Мир», «Поневеж», «Слободка», имена которых известны уже сотни лет.  «Кнессет Ицхак» -- это новая ешива, которая существует всего 15 лет, но она на хорошем счету в Израиле, потому что все время растет и развивается. Когда я приехал, там было 150 учеников, а сейчас там учится уже 400 человек. Это довольно редкий случай подобного роста.
Ну, а я поехал туда, не понимая, на что иду. Первое время я думал, что сойду с ума, настолько тяжело мне было понимать уроки, которые там давались. Я записывал полуторачасовой урок на кассету, а потом в течение дня несколько раз медленно прослушивал, чтобы понять его. Приходилось очень серьезно напрягаться. Было совсем непросто, но я смог пробиться. Я не стал лучшим из лучших, но очень хорошо вошел в учебный ритм и был на нормальном среднем уровне. Когда спустя шесть лет я начал учиться в колеле, то увидел, что могу совершенно спокойно соответствовать хорошему учебному израильскому уровню и учиться в любом нормальном месте. И я понимаю, что это не только со мной так произошло. Любой человек приезжает, садится, учится 3-4 года.

Семья

Когда я собирался жениться, мне было 29, а моей будущей жене Нехаме – 20. Перед хупой мой рав много разговаривал со мной. Он объяснял, какие непростые ситуации бывают в семейной жизни, рассказывал, как из них выходить правильно, без потерь. Он говорил о возможных трениях внутри семьи и в отношениях молодоженов с окружающими. Потом я разговаривал со своим папой по телефону. Перед свадьбой он меня напутствовал.
Удивительно, но и отец, и рав, в принципе, говорили об одних и тех же вещах, но совершенно по-разному. Папа объяснял мне, что жизнь – сложная штука, но сражение с ней нужно выиграть. А рав говорил о том, как прожить жизнь правильно, хорошо, кашерно.
Это очень показательно. Проблемы, с которыми сталкивается человек в течение жизни общие для всех и в общих чертах всем известные. Разница в твоем внутреннем отношении к ним. Главное, понимание: ты хочешь обвести жизнь вокруг пальца или просто пройти ее достойно, правильно, кашерно.
Потом была наша с Нехамой хупа. Обычная, как у всех. Мои родители приезжали на свадьбу. Несколько первых лет мы жили в Хадере. Потом перебрались в Кирьят Сефер.

из журнала "Мир Торы"


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза