Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как обычные люди, даже самые мудрые, могли спорить с Б-гом?

Темы: Золотой телец, Испытания, Мудрость, Цель творения, Моше, Авраам, Истина, Молитва, Сдом

Отложить Отложено

Шалом. Меня волнует тот факт, что обычные люди могли спорить с Б-гом, а такое не раз описано в Торе (Авраам о Сдоме, Моше о последствиях создания золотого тельца).

Даже если предположить, что эти представители народа обладали величайшей мудростью, вряд ли можно хотя бы допустить, что она сравнима с таковой у Б-га (если данное понятие применимо к Нему).

И еще, раз возможен спор с Б-гом, значит, даже Он не знает истины. А, раз так, следовательно, ее вообще не существует?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете важный вопрос.

А ответ находим в комментариях мудрецов к упомянутому Вами эпизоду, когда Моше стал «оспаривать» решение Б-га уничтожить евреев за грех золотого тельца.

Моше так поступил после того, как Б-г сказал: «А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их и сделаю тебя народом великим» (Шмот 32:10). Раши (к этому стиху) поясняет: Моше еще ничего не сказал, а Б-г уже говорит «оставь Меня», как будто Моше Его о чем-то упрашивает. Так Б-г «намекнул»: если Моше станет упрашивать, то возможно изменение решения. Решение не окончательное, исход зависит от Моше. Поэтому Моше и стал упрашивать.

Позже Б-г постановляет, что Моше не войдет в Землю Израиля, и Моше начинает молиться об отмене и этого решения. В конечном счете, это не помогает, но Моше всё равно делает усилие и объясняет это так: «Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое…» (Дварим 3:24). Раши (к этому стиху) объясняет: Ты начал это делать, когда решил уничтожить евреев за грех тельца и сказал «оставь Меня» — как будто я к Тебе приставал! Так Ты намекнул, что решение зависит от моих молитв, вот и здесь я это предположил.

То есть, когда Б-г сообщает праведнику о Своем постановлении, Он делает это не для того, чтобы тот принял постановление безропотно, а дает ему, таким образом, шанс помолиться о его отмене.

Можно сказать, что это своего рода испытание. Ведь Б-г сообщил Моше о Своих планах не просто уничтожить евреев, но и произвести от него, Моше, новый народ, более великий. Это очень соблазнительно! Ведь, смотрите, евреи действительно согрешили, Сам Б-г говорит, что они заслужили уничтожение. И вот — у Моше есть шанс стать основателем нового народа, для которого он будет не только Рабейну — «учителем», но и Авину — «отцом», праотцем вместо Авраама, Ицхака и Яакова…

Что сделает Моше? «Клюнет»? Или продемонстрирует горячую любовь к евреям, таким, какие они есть, и станет молиться об их спасении, хотя они и не совсем достойны?

Когда Б-г сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить Сдом, это тоже было испытанием. Авраам был воплощением любви и милосердия — а жители Сдома полной его противоположностью. И Авраам вполне мог сказать: так им и надо, меньше злодеев будет на земле, легче будет распространять идеи о добре! Или же его любовь и милосердие настолько сильны, что распространяются даже на людей вроде жителей Сдома, и он станет изо всех сил искать способ их спасти?

Расширим Ваш вопрос. Если Б-г всегда всё делает правильно, то зачем мы вообще Ему о чем-либо молимся? Он в любом случае знает, как лучше всего сделать, и так и сделает. Какая разница, чего мы хотим, и какое у нас право выражать свое мнение о том, что Он должен делать в Своем мире?

Более того, если Б-г управляет всем и всё происходит по Его воле, то зачем мы вообще предпринимаем какие-то действия? Все равно всё произойдет так, как решит Он, и это по определению будет правильно. А мы своими действиями, получается, только вмешиваемся в Его планы, а то и противодействуем! Надо просто сидеть и смотреть, как Он всё направляет, признавая правильность всего происходящего в мире. Почему же мы так не поступаем?

Потому что цель Б-га при сотворении мира и нас в нем была не в том, чтобы Он что-то делал в Своем мире, а чтобы мы что-то делали в Его мире. Конечная Его цель — дать нам вечное благо в Будущем мире. Но для того, чтобы оно было не подачкой, а заработанной наградой, Он сначала поместил нас в этот мир, где мы должны трудиться, совершенствовать себя и мир (Рамхаль).

А это, в свою очередь, означает, что мир — такой, как он есть, — еще не совершенен. Что в нем есть недостатки, проблемы, беды и зло, и наша задача — всё это пытаться устранять, решать. Хотя всё это несовершенство и зло было создано Б-гом!

Без Его воли не было бы ни бедности, ни войн, ни нацизма, ни терроризма. Но Он дал всему этому существовать не для того, чтобы мы безропотно принимали это как данность и высшую истину, а чтобы с этим боролись.

Другими словами, этот мир — трасса для нас, «спортсменов», на которой Б-г выставил препятствия — не для того, чтобы мы признали, что они там неслучайно, и прекратили бег, а для того, чтобы мы через них перепрыгивали, преодолевали их.

Конечно, иногда барьеры являются знаком того, что трасса меняет направление, а не того, что в порядке прохождения трассы надо эти барьеры перепрыгивать. Тут надо уметь видеть различие, и это не всегда очевидно.

Но в таких ситуациях, как решение Б-га уничтожить тот или иной народ, праведники Авраам и Моше резонно рассудили, что этот барьер определенно надо попробовать перепрыгнуть, что в этом их испытание.

И оказались правы.

Конечно, Б-г управляет всем, что происходит, но, скорее, как учитель в классе: держит всё под контролем и «продвигается» по программе, но сама программа предусматривает действия и старание учеников, выполнение ими заданий и возможность разного уровня успеваемости. Ибо цель — именно их правильные действия и развитие.

Поэтому мы должны делать то, что представляется нам правильным, а также молиться Б-гу об успехе нашей деятельности. А там прояснится: если добьемся желаемого, значит, на то и была Воля Б-га и препятствия на пути к той цели надо было преодолеть. А если не добьемся, значит, те препятствия были знаком, что надо оставить эту трассу и сменить курс. Или навсегда, или на данный момент, до более подходящих времен. О которых, если они настанут, Б-г — то есть «жизнь» — даст нам знать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше